Отношения в любой компании делятся на формальные и неформальные. Одни зависят от должностных обязанностей, субординации и руководства, другие — от отношений в коллективе.
Назначенный сверху руководитель не всегда является лидером, а лидер не обязательно занимает руководящую должность. Но именно лидер часто умеет сочетать разные (формальные и неформальные) инструменты управления, мотивировать сотрудников на выполнение задач и добиваться результатов.
Содержание:
— Современные модели лидерства
— Что нужно помнить о лидерстве
Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи:
Современные модели лидерства
Основа лидерства — успешное сочетание формальных (руководитель) и неформальных (лидер) способов управления коллективом для достижения поставленных целей. Возьмем три современные модели лидерства (на самом деле концепций и моделей лидерства намного больше):
-
Атрибутивное лидерство: лидер отслеживает действия подчиненных и на основании своих наблюдений решает, как лучше выстраивать отношения с каждым из них. Отношение подчиненных также оказывает влияние на лидера.
-
Харизматическое лидерство: влияние строится на личных качествах (харизме) руководителя и его стиле управления.
-
Преобразующее лидерство: лидер умеет совмещать личные цели подчиненных с целями компании. В этой модели руководитель стимулирует сотрудников к развитию, повышает их сознательность, убеждает в важности общих задач.
Более интересны харизматическая и преобразующая концепции лидерства: в них есть место «классическому» лидеру — обаятельному человеку со способностями и высокой мотивацией. Именно такой человек способен увлечь за собой подчиненных. Какими качествами он должен обладать?
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.
Качества лидера
Рассмотрим восемь качеств, без которых вы не станете настоящим лидером. Большую часть можно развить — самостоятельно или на курсах в бизнес-школе.
Эмоциональный интеллект
Лидер должен видеть и правильно интерпретировать эмоции, мотивацию, намерения коллег и подчиненных. Развитый эмоциональный интеллект, как один из гибких навыков, помогает управлять своими и чужими эмоциями.
Высокий уровень мотивации
Лидер не нуждается во внешних стимулах, он инициативен, делает свое дело лучше остальных, а его энергии хватает на то, чтобы мотивировать других. Высокая самомотивация — признак лидерства.
Уверенность в своих силах и оптимизм
Он не выставляет напоказ свои слабости, объективно оценивает реальность и уверен в себе. Сложности только подогревают его интерес к работе.
Профессионализм и ответственность
Лидер берет на себя ответственность за результат, не перекладывает ее на плечи подчиненных, всегда сам вовлечен в процесс и приходит сотрудникам на помощь, если возникают проблемы. Он рассматривает бизнес как систему и влияет на энергетику всей компании.
Рабочий авторитет
Лидер обладает непререкаемым рабочим авторитетом. В основе авторитета — моральные и профессиональные качества, его зарабатывают долгие годы. Эффективный руководитель соблюдает чистоплотность в бизнесе, он хороший специалист, дисциплинированный, справедливый по отношению к коллегам и уравновешенный в общении.
Личная эффективность
Лидер отличается эффективностью. Личная эффективность руководителя — основа производительности его подчиненных. Слагаемые успеха: тайм-менеджмент, умение планировать свою работу, знание предметной области, умение ставить задачи и контролировать работу сотрудников.
Навыки ведения переговоров
Лидер умеет договариваться: с руководством, коллегами из других отделов, подчиненными, контрагентами. И для каждого «типа» оппонентов нужна разная стратегия ведения переговоров — у всех разные мотивы. Подробнее о поведенческих мотивах в переговорах смотрите в нашем видео:
Смотрите также: Как бороться с тревогой и негативным настроем персоналаХаризматичность и умение выстраивать коммуникации
Харизматичные управленцы знают, как наладить общение с коллегами, и добиваются результата быстрее остальных, с меньшими трудозатратами.
Что нужно помнить о лидерстве
- В любой компании между сотрудниками есть формальные и неформальные отношения.
- Руководитель не всегда является лидером в коллективе, а лидер не обязательно занимает руководящую должность. Но именно лидер часто добивается хороших результатов.
- Основа лидерства — правильное использование формальных и неформальных инструментов для достижения целей.
- Настоящий лидер должен обладать набором полезных качеств, быть продуктивным, понимать мотивы и намерения других людей. Важны личная эффективность, профессионализм и авторитет.
- Лидерство не работает без самомотивации, уверенности в своих силах, умения общаться и договариваться.