В начале 2024 года уровень безработицы в стране достиг показателя 2,9%, что соответствует минимальному значению за весь период наблюдений с 1991 года. Работодатели оказались в условиях жесткой конкуренции и меняют стратегию подбора сотрудников: теперь описание вакансии на карьерном сайте — это не просто перечень требований к кандидату, а визитная карточка компании с описанием преимуществ работы для потенциального сотрудника.
С одной стороны, российский рынок труда развивается в особых условиях, а с другой продолжает подчиняться глобальным мировым тенденциям, главная из которых — человекоцентричность. Бизнес больше не может требовать от сотрудников увеличения эффективности, не предоставляя условий для профессионального роста и развития. Особым преимуществом для бизнеса становится качество корпоративной среды — сочетание условий, в которых персонал может комфортно адаптироваться, расти и совершенствоваться в унисон с потребностями компании.
Кандидаты без опыта работы уверенно вступают в диалог с хедхантерами, позиционируют себя как ценный ресурс и «продают» свое время компаниям с развитой внутренней культурой, гибкой программой мотивации и системным подходом к развитию кадров. Суть явления проста: качественные характеристики каждого отдельного сотрудника теперь важнее, чем количественные показатели. Успешным становится бизнес, готовый к «гамбиту»: сначала — инвестировать, затем — требовать.
Содержание:
— Роль и функции корпоративного обучения
— Способы интеграции корпоративного обучения и бизнеса
Роль и функции корпоративного обучения
В середине 2023 года учебный портал Lerna.ru провел исследование, результаты которого подсветили тренд в развитии персонала: 78,7% российских компаний выделяют бюджет на обучение сотрудников. Интересно и то, что профессиональное образование перестало быть привилегией больших брендов: 70% компаний со штатом менее 100 человек подтвердили свою заинтересованность в развитии персонала через обучение. Причем, по данным исследования РШУ, в 59% компаний бюджеты на обучение в этом году останутся на уровне 2023 года, 30% работодателей планируют увеличить расходы и лишь 10% уменьшат их и 1% полностью сократят.
У бизнес-образования в корпоративном формате есть основная задача — добиться, чтобы сотрудники стали способны делать то, чего раньше делать не умели. Но чем системнее подход к развитию персонала, тем шире становится область влияния профессионального обучения на процессы компании.
Вот несколько интересных дополнительных функций корпоративного образования:
-
Популяризация и поддержка корпоративной культуры. Даже если образовательный контент предоставляет внешний провайдер, бизнес старается кастомизировать информацию — наделить обучение смыслами, понятными в конкретной компании. Сотрудники получают знания, «пропитанные» принципами и ценностями бренда, ориентируются на них как при взаимодействии друг с другом, так и при решении рабочих задач.
-
Повышение удовлетворенности персонала. «Больше знаю — больше умею, больше умею — лучше справляюсь с текущими задачами». Сотрудник получает удовольствие от работы, когда чувствуют собственную значимость, осознает степень своего влияния на командный результат. Знания, полученные в процессе обучения, конвертируются в навыки и умения — сотрудник лучше и быстрее справляется с работой. Более того, у «корпоративных студентов» формируется позитивная связь между процессом обучения и успехами на работе. Вместе с удовлетворенностью растет уровень вовлеченности и мотивации.
-
Формирование «иммунитета» к изменениям. Перемены — неотъемлемая часть современного бизнеса, и сегодня успех измеряется способностью компании адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам с наименьшими потерями. Актуальное обучение поможет избавить команду от дополнительного стресса, связанного с незнакомой ситуацией, и подготовит к возможным вариантам развития событий.
Способы интеграции корпоративного обучения и бизнеса
Чтобы обучение сотрудников стало эффективным и регулярным, необходимо встроить его в процессы компании и сделать частью общей бизнес-стратегии. Главная цель — создание условий, в которых корпоративное образование станет полезной привычкой в жизни сотрудников, развивающих организацию. Универсального рецепта для этого не существует: компания может испытать один из популярных вариантов внедрения обучения в структуру или создать собственный микс из лучших практик.
Обучение — задача HR?
HR-департамент коммуницирует с организацией на всех уровнях и концентрирует ключевые знания о состоянии, потенциале и эффективности сотрудников. Поэтому функция «обучения и развития» логично вписывается в работу департамента персонала.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
HR-специалисты помогают в организации и проведении обучения: формируют потребность, подбирают тренеров, записывают сотрудников на курсы, проводят оценку эффективности и анализируют обратную связь. Этот вариант управления обучением часто применяется в компаниях с классической организационной структурой и развитой HR-функцией.
Корпоративный университет
Обособленный отдел обучения с собственным юридическим лицом, который может быть частью организации или предоставлять услуги, как партнер-контрагент. Для этой стратегии характерно «вертикальное» подчинение корпоративного университета руководителю компании — генеральному или исполнительному директору.
Обычно такой стиль развития сотрудников выбирают бренды-гиганты. Самые известные российские представители: СберУниверситет, Корпоративный Университет РЖД, Корпоративная Академия Росатома.
Фокус на бизнес-подразделении
Еще один вариант интеграции обучения — фокус на сотрудниках основных операционных подразделений: команде отдела продаж, бьюти-мастерах или, например, front of the house ресторана (хостес и официантах). Корпоративное обучение с подобной спецификой не распространяется на всех сотрудников компании, оно динамично и имеет узкую направленность. Такой формат выбирают для себя развивающиеся молодые бренды с небольшим бэк-офисом.
Инвестиции, которые окупятся
Современный бизнес понимает, что успех организации зависит от качества человеческих ресурсов: вложения в рост и развитие персонала — не акт благотворительности, а прямые инвестиции в успех компании.
Внедрение системы обучения усиливает позиции бренда на всех этапах: соискатели отдают предпочтение привлекательному работодателю, заинтересованному в развитии и удержании кадров; действующие сотрудники видят профессиональные перспективы и способны компетентно справляться с работой; уровень вовлеченности персонала значительно сокращает расходы на подбор и снижает показатели текучести.