8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как понять, что команда выгорела, и что предпринять

Как понять, что команда выгорела, и что предпринять

Автор книги «12 принципов ментальной устойчивости» Андрей Вебер — о признаках выгорания и управлении усталостью.
1415

Синдром эмоционального выгорания можно определить как состояние, проявляющееся у человека нарастающим эмоциональным истощением. Впервые термин был введен в профессиональный обиход американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году и с тех пор получил, можно сказать, широкую известность. Действительно, об эмоциональном выгорании знают многие, но как его распознать и что с ним делать — вопрос, по которому нет единой инструкции. А если речь о выгорании целой команды? Давайте разбираться вместе.

Содержание:

Признаки выгорания

Как управлять усталостью

Признаки выгорания

Люди не выгорают внезапно, это всегда последствие запущенной или хронической усталости. Как понять, что вы или команда выгорели или близки к состоянию хронической усталости? Если вы замечаете один из перечисленных ниже признаков, то есть повод что-то поменять:

  • Отсутствие смысла в деятельности. Нежелание смотреть вперед и полное безразличие к стоящим задачам.

  • Ухудшение когнитивных способностей. Речь идет о внимании, памяти, скорости обработки информации и принятии решений. Вы становитесь как будто заторможенным, существенно снижается работоспособность.

  • Бессонница, обострение хронических болезней, снижение иммунитета.

  • Социальная изоляция, избегание профессиональных и личных контактов, стремление к одиночеству, повышенная агрессия, токсичность в коммуникациях.

Выгорание, или хроническая усталость стала настоящей эпидемией. Многие сталкивались с симптомами этих проблем: мы живем в мире постоянных изменений, и психика не успевает с ними справляться, дает сбой.

В последнем исследовании американской консалтинговой компании Gartner «Топ-5 приоритетов для руководителей в сфере HR в 2024 году» говорится, что за последний год абсолютно каждый пережил на работе в среднем целых десять запланированных организационных изменений. В их число входят только запланированные вещи, без «черных лебедей».

Получите бесплатно исследование Gartner «Top 5 Priorities for HR Leaders in 2024» в формате .pdf

Раньше формула успешных изменений в компании состояла из двух факторов:

  1. Коммуникации. То есть руководители должны проактивно и открыто рассказывать сотрудникам о проводимых изменениях.

  2. Обучения. Компания должна организовать необходимое обучение для сотрудников с точки зрения твердых и мягких навыков, чтобы изменения прошли успешно.

Теперь исследователи Gartner говорят, что изменений стало уже настолько много, что в старую формулу успеха организационных изменений необходимо добавить новый блок, а именно «управление усталостью».

Как управлять усталостью

Первый шаг — признать проблему и сделать открытым диалог об усталости между сотрудником и руководителем. Принять, что хроническая усталость реально существует, и люди попросту уже не выносят постоянных изменений в виде новых задач, бизнес-процессов и прочего. Прибавьте к этому тот факт, что и руководители тоже люди со своей усталостью, которым нужно управлять и собой, и усталостью других, и получите задачу с двумя звездочками сложности.

Что дальше? Все та же формула: коммуникация и обучение. Только уже не в плоскости информирования об изменениях, а в плоскости общения и обучения ментальной устойчивости. Вот несколько простых способов управления усталостью:

  • Начните уделять внимание своему ментальному здоровью. Пройдите простейшие тесты на уровень жизнестойкости, стресса, позитивных и негативных эмоций. Это позволит понять, в каком состоянии вы сейчас находитесь и какие усилия необходимо предпринимать.

  • Пересмотрите график работы и отдыха. Очень важно планировать и выделять время на отдых, чтобы разгружать мозг и переключаться на другие виды деятельности. Соблюдение work-life balance — это не просто очередной модный тренд, а обязательный фактор, предупреждающий выгорание.

  • Примите участие в образовательных программах по тематике благополучия и ментального здоровья, зарядитесь энергией других участников и преподавателей.

  • Начните применять новые инструменты для поддержания себя в хорошей форме.

  • Подпишитесь на профессиональные каналы, посвященные ментальному здоровью.

  • Отправьтесь в путешествие с командой. Для этих целей прекрасно подходит формат, например, выездных кемпов или ретритов, в рамках которых есть возможность переключиться с рабочих задач на изучение чего-то нового и личностное развитие.

  • Внедрите практику взаимной благодарности. Регулярно выделяйте фиксированное время на признание заслуг друг друга, открыто поощряйте старания коллег и празднуйте любое, даже самое маленькое и, казалось бы, незначительное достижение. Даже простое исполнение своих рутинных задач — это тоже ежедневная победа, заслуживающая поощрения.

  • Уделите внимание своему физическому здоровью, помогите коллегам придерживаться здоровых привычек. Пейте достаточно воды, сбалансируйте свое питание, добавьте в расписание физические нагрузки и прогулки.

  • Выберите и прочитайте профессиональную книгу о благополучии, устройте совместное ее обсуждение.

В заключение отмечу, что, конечно же, профилактировать выгорание и/или хроническую усталость значительно проще и быстрее, чем «лечить». Поэтому обязательно развивайте свою ментальную устойчивость и заботьтесь о ментальном здоровье своего окружения как на работе, так и дома! Благо для этого сейчас доступно множество ресурсов.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!