8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Knowledge management: как наладить систему управления знаниями

Knowledge management: как наладить систему управления знаниями

Знания — ценный и уникальный актив бизнеса. Он накапливается по мере развития компании. Носителями знаний являются люди, задача бизнеса — зафиксировать их опыт и компетенции для последующей передачи другим сотрудникам. Для этого ему необходима система управления знаниями.
5795

Knowledge management (управление знаниями) — это процесс создания, организации, использования коллективных знаний и обмена ими внутри компании.  

По данным International Data Corporation (IDC), компании из списка Fortune 500 теряют около 31 млрд долл. в год из-за того, что не уделяют должного внимания процессам передачи знаний. Исследования показывают, что упрощение доступа к информации позволяет экономить до 2 млн долл. в месяц на 4000 сотрудников.

Потребность в доступе к надежной информации возрастает по мере роста бизнеса. Она необходима для качественного обслуживания клиентов и увеличения прибыли. Без системы управления знаниями сотрудники много времени тратят на самостоятельный поиск и изучение информации. Это просто неэффективно.

Кроме того, без системы управления знаниями бизнес рискует каждый раз терять уникальный контент, если компанию покидает специалист или сотрудник со стажем.

Преимущества управления знаниями

Знания — один из самых ценных активов бизнеса. Чем лучше настроена в компании система информационного обмена, тем эффективнее функционируют бизнес-процессы.

Что дает knowledge management:

  • Легкий доступ к информации.

  • Ускоренное принятие решений.

  • Расширение сотрудничества и генерацию идей внутри коллективов.

  • Улучшенную коммуникацию.

  • Повышение качества информации и данных.

  • Более упорядоченный процесс обучения.

Какими бывают знания

Смысл управления знаниями включает в себя процессы, которые помогают их приобретать, объединять, а также делиться ими. Различные технологические платформы упрощают эти задачи.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Есть две категории знаний, с которыми работают компании:

1. Явные знания. Это документированные знания, которые можно легко передавать: отчеты, исследования, статьи, таблицы с данными, официальные документы. Они доступны, их можно зафиксировать.

2. Неявные знания. Подразумевают прикладные знания, а также знания, приобретенные из личного опыта. Их можно определить как навыки, идеи, которыми обладают люди, но они не зафиксированы.

Передача неявных знаний часто требует личных контактов и взаимодействия с другими специалистами. Сотрудники постепенно накапливают навыки и идеи, обучаясь у опытных коллег на тренингах, вебинарах. Технологические решения, которые позволяют сотрудникам документировать и использовать неявные знания, также являются важной частью эффективного управления такими знаниями.

Явные знания, напротив, можно легко сформулировать, систематизировать, сохранить и получить к ним доступ. Они доступны для сотрудников внутри компании, коллеги могут без проблем делиться ими. Явные знания могут быть зафиксированы разными способами — от специальных справочников до сценариев продаж и видеороликов с практическими рекомендациями на образовательной платформе.

Типы управления знаниями

В целом управление знаниями можно рассматривать как комплексный подход, который включает в себя этапы от создания знаний до способов их распространения.

Создание знаний

Этот этап начинается с приобретения знаний. Они могут поступать из разных источников, включая сотрудников и внешних экспертов, которые привлекаются по конкретным вопросам. По мере приобретения знаний компания решает, как и где будет их использовать.

Структурирование знаний

Знания нужно организовать в некую систему, чтобы в дальнейшем их можно было удобно использовать. Эти знания должны быть не просто собраны в одном месте, но и защищены так, чтобы только люди с правами могли получить к ним доступ.

Этот этап является важной частью управления знаниями, потому что без него знания разрозненны, а это затрудняет их поиск.

Обмен знаниями

Процесс knowledge management завершается обменом знаниями, а именно приобретением опыта, навыков и их улучшением через взаимодействие с другими сотрудниками.

Все эти этапы работают вместе. Но часто, несмотря на наличие экспертной базы и ценной информации, именно управление знаниями становится для бизнеса большой проблемой. Многие компании оказываются не готовы выстраивать полноценные системы. Причин может быть много, но, как правило, это отсутствие ресурсов и технологических возможностей. 

Одним из решений может стать корпоративный университет РШУ. Это онлайн-платформа управления знаниями, которая позволяет прокачивать компетенции персонала, совершенствовать корпоративную культуру, составлять план обучения базовым компетенциям для новичков, укреплять HR-бренд, формировать кадровый резерв.

В корпоративном университете РШУ более 500 учебных модулей, сотни экспертов и 30 тематик обучения. Такая система дает возможность обучать персонал на всех уровнях.

Инструменты и технологии управления знаниями

Существует несколько способов передачи знаний: поиск информации, публикация информации, передача информации и вопросы. Каждый способ предполагает набор инструментов.


Способы

Инструменты

Поиск Классификаторы, библиотеки, расширенный поиск, учебно-методический центр
  Публикация Блоги, кейсы, электронное обучение, сайты, гайды, справочники, отчеты, справочные материалы, интранет
Передача Конференции, подкасты, сторителлинг, лекции, видео, вебинары, воркшопы
Вопросы Коучинг, интервью, семинары, профессиональные сообщества

Дорожная карта управления знаниями

Комплексный процесс управления знаниями включает пять направлений: создание, сбор, анализ, объединение и обмен информацией.

Чтобы настроить этот процесс правильно и получить хорошие результаты, нужно сделать определенную работу.

Оценить потребности компании: понять ее проблемы, определить, как управление знаниями поможет их решить.

Разработать стратегию: создать план улучшений с помощью управления знаниями.

Внедрять инструменты: нужно осваивать как новые инструменты и методы управления знаниями, так и адаптировать уже имеющиеся для удовлетворения потребностей бизнеса.

Контролировать процессы: внедряя инструменты и методы управления знаниями, придется отслеживать их эффективность и менять подходы и действия в соответствии с реалиями.

Оценивать результаты: нужно понять, достигла ли компания своих целей в управлении знаниями, определить факторы, которые способствовали или помешали результату.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!