Knowledge management (управление знаниями) — это процесс создания, организации, использования коллективных знаний и обмена ими внутри компании.
По данным International Data Corporation (IDC), компании из списка Fortune 500 теряют около 31 млрд долл. в год из-за того, что не уделяют должного внимания процессам передачи знаний. Исследования показывают, что упрощение доступа к информации позволяет экономить до 2 млн долл. в месяц на 4000 сотрудников.
Потребность в доступе к надежной информации возрастает по мере роста бизнеса. Она необходима для качественного обслуживания клиентов и увеличения прибыли. Без системы управления знаниями сотрудники много времени тратят на самостоятельный поиск и изучение информации. Это просто неэффективно.
Кроме того, без системы управления знаниями бизнес рискует каждый раз терять уникальный контент, если компанию покидает специалист или сотрудник со стажем.
Преимущества управления знаниями
Знания — один из самых ценных активов бизнеса. Чем лучше настроена в компании система информационного обмена, тем эффективнее функционируют бизнес-процессы.
Что дает knowledge management:
-
Легкий доступ к информации.
-
Ускоренное принятие решений.
-
Расширение сотрудничества и генерацию идей внутри коллективов.
-
Улучшенную коммуникацию.
-
Повышение качества информации и данных.
-
Более упорядоченный процесс обучения.
Какими бывают знания
Смысл управления знаниями включает в себя процессы, которые помогают их приобретать, объединять, а также делиться ими. Различные технологические платформы упрощают эти задачи.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Есть две категории знаний, с которыми работают компании:
1. Явные знания. Это документированные знания, которые можно легко передавать: отчеты, исследования, статьи, таблицы с данными, официальные документы. Они доступны, их можно зафиксировать.
2. Неявные знания. Подразумевают прикладные знания, а также знания, приобретенные из личного опыта. Их можно определить как навыки, идеи, которыми обладают люди, но они не зафиксированы.
Передача неявных знаний часто требует личных контактов и взаимодействия с другими специалистами. Сотрудники постепенно накапливают навыки и идеи, обучаясь у опытных коллег на тренингах, вебинарах. Технологические решения, которые позволяют сотрудникам документировать и использовать неявные знания, также являются важной частью эффективного управления такими знаниями.
Явные знания, напротив, можно легко сформулировать, систематизировать, сохранить и получить к ним доступ. Они доступны для сотрудников внутри компании, коллеги могут без проблем делиться ими. Явные знания могут быть зафиксированы разными способами — от специальных справочников до сценариев продаж и видеороликов с практическими рекомендациями на образовательной платформе.
Типы управления знаниями
В целом управление знаниями можно рассматривать как комплексный подход, который включает в себя этапы от создания знаний до способов их распространения.
Создание знаний
Этот этап начинается с приобретения знаний. Они могут поступать из разных источников, включая сотрудников и внешних экспертов, которые привлекаются по конкретным вопросам. По мере приобретения знаний компания решает, как и где будет их использовать.
Структурирование знаний
Знания нужно организовать в некую систему, чтобы в дальнейшем их можно было удобно использовать. Эти знания должны быть не просто собраны в одном месте, но и защищены так, чтобы только люди с правами могли получить к ним доступ.
Этот этап является важной частью управления знаниями, потому что без него знания разрозненны, а это затрудняет их поиск.
Обмен знаниями
Процесс knowledge management завершается обменом знаниями, а именно приобретением опыта, навыков и их улучшением через взаимодействие с другими сотрудниками.
Все эти этапы работают вместе. Но часто, несмотря на наличие экспертной базы и ценной информации, именно управление знаниями становится для бизнеса большой проблемой. Многие компании оказываются не готовы выстраивать полноценные системы. Причин может быть много, но, как правило, это отсутствие ресурсов и технологических возможностей.
Одним из решений может стать корпоративный университет РШУ. Это онлайн-платформа управления знаниями, которая позволяет прокачивать компетенции персонала, совершенствовать корпоративную культуру, составлять план обучения базовым компетенциям для новичков, укреплять HR-бренд, формировать кадровый резерв.
В корпоративном университете РШУ более 500 учебных модулей, сотни экспертов и 30 тематик обучения. Такая система дает возможность обучать персонал на всех уровнях.
Инструменты и технологии управления знаниями
Существует несколько способов передачи знаний: поиск информации, публикация информации, передача информации и вопросы. Каждый способ предполагает набор инструментов.
Способы |
Инструменты |
Поиск | Классификаторы, библиотеки, расширенный поиск, учебно-методический центр |
Публикация | Блоги, кейсы, электронное обучение, сайты, гайды, справочники, отчеты, справочные материалы, интранет |
Передача | Конференции, подкасты, сторителлинг, лекции, видео, вебинары, воркшопы |
Вопросы | Коучинг, интервью, семинары, профессиональные сообщества |
Дорожная карта управления знаниями
Комплексный процесс управления знаниями включает пять направлений: создание, сбор, анализ, объединение и обмен информацией.
Чтобы настроить этот процесс правильно и получить хорошие результаты, нужно сделать определенную работу.
Оценить потребности компании: понять ее проблемы, определить, как управление знаниями поможет их решить.
Разработать стратегию: создать план улучшений с помощью управления знаниями.
Внедрять инструменты: нужно осваивать как новые инструменты и методы управления знаниями, так и адаптировать уже имеющиеся для удовлетворения потребностей бизнеса.
Контролировать процессы: внедряя инструменты и методы управления знаниями, придется отслеживать их эффективность и менять подходы и действия в соответствии с реалиями.
Оценивать результаты: нужно понять, достигла ли компания своих целей в управлении знаниями, определить факторы, которые способствовали или помешали результату.