Как развить корпоративную культуру обмена знаниями

Как развить корпоративную культуру обмена знаниями

И сделать так, чтобы сотрудники понимали ценность такого обмена
751

По данным отчета International Data Corporation (IDC), компании из списка Fortune 500 теряют свыше 31 млрд долл. в год просто из-за того, что у них не налажена культура обмена знаниями. 

Если весь бизнес состоит из нескольких человек, то настраивать этот процесс вряд ли нужно. Но если в организации будут появляться новые люди, культура обмена знаниями необходима: сотрудники должны общаться на одном языке, обладать необходимым минимумом отраслевой информации, понимать корпоративные цели, делиться опытом. Или как минимум понимать, к кому и с какими вопросами обращаться, где брать нужную информацию. Постоянный обмен знаниями — основа продуктивной работы бизнеса.

Реализуйте политику «открытых дверей»

Специалист по диджитал-маркетингу агентства Branex Муниб Кадар рекомендует создать в компании атмосферу доверия и взаимопонимания. Чтобы сотрудники обменивались знаниями и хотели учиться, они должны понимать, что их поддерживает руководство.

Для этого нужно устранить сложные иерархические структуры и показать сотрудникам, что они всегда могут связаться с руководителем, высказать свои идеи, поделиться знаниями. Это не значит, что руководителю вообще нельзя закрывать дверь в свой кабинет. Достаточно определить правила игры: назначить время для общения с подчиненными, договориться о каналах связи.

Расскажите о преимуществах обмена информацией

Сотрудники не хотят участвовать в инициативах по обмену знаниями, потому что не знают о его преимуществах. Поделитесь с ними успешными кейсами, научитесь искусству рассказывать истории.

При правильном использовании истории успеха могут оказывать большее влияние на сотрудников, чем учебные пособия и руководства вместе взятые. С помощью успешных кейсов сотрудников можно направлять и вдохновлять, поэтому учитесь использовать этот инструмент.

Дайте сотрудникам доступ к экспертам

Исследование сферы труда StarMind показало, что 69% работников уверены: доступ к нужному эксперту в организации предотвратил бы часть их ошибок.

В компании есть профессионалы, которые работают давно и знают больше, чем остальные. Убедите их помогать новичкам. Объясните, что от их помощи хорошо будет всем — сотрудники станут меньше ошибаться, компания заработает больше денег и будет стабильной.

Смотрите также: Техники развития системного мышления

Найдите удобный инструмент для организации доступа сотрудников к экспертам. Вряд ли профессионалу понравится, если его будут постоянно отвлекать. Можно договориться об использовании таск-трекеров — например, в течение дня сотрудники постепенно добавляют в него вопросы, а эксперт тратит на ответы какое-то время каждый вечер.

Обучайте сотрудников работе с новыми инструментами

Специалист по продуктовому маркетингу в сервисе для управления проектами eXo Фарес Ларуи напоминает, что, внедряя любой инструмент в процессы компании, сотрудников нужно обучать работе с ним.

Может показаться, что тратить ресурсы на обучение нет смысла — ведь для вас это простая программа, с интуитивно понятным интерфейсом, в которой можно разобраться самостоятельно. Это заблуждение, не стоит переносить свой опыт на остальных сотрудников. Например, для вас банальный Google Docs может быть понятным инструментом, а для подчиненных — странной программой, которая отличается от привычного Word.

Только правильно проведенное обучение может гарантировать, что сотрудники будут использовать инструменты по назначению и достаточно продуктивно. И постоянная практика такого обучения должна войти в систему обмена знаний в компании.

Создайте базу знаний

Это общая корпоративная платформа, которая регулярно наполняется полезными материалами. Например, можно организовать систему наподобие Википедии на сайте компании. Или заказать отдельный закрытый портал, куда сотрудники смогут попасть только после авторизации.

Начните создание базы с описания основных бизнес-процессов, которые есть в компании — это позволит сэкономить время и ресурсы на адаптацию новичков.

В открытой коммуникационной среде сотрудники могут свободно выражать свое мнение. Разрешите персоналу вести блоги на корпоративной платформе, поощряйте работников и стимулируйте делиться полезной информацией.

Формируйте в базе знаний информацию для обучения и развития: загрузите курсы, исследования, полезные статьи.

Развивайте у сотрудников не только профессиональные навыки

Бизнес-консультант, преподаватель РШУ Наталья Сторожева рекомендует выбирать образовательную стратегию в зависимости от возраста:

  • До 27 лет активно заниматься развитием профессиональных навыков;

  • Между 27 годами и 33 годами изучать что-то из смежных профессий, чтобы создать эффективный и уникальный «гибрид» компетенций — например, врач с бизнес-образованием может стать руководителем частной клиники.

  • После 33 лет нужно активно развивать управленческие навыки.

  • После 40 полезны курсы и активности, не связанные с профессией — это поможет сбросить стресс и мыслить креативнее.

Формируя в коллективе систему обмена знаниями, помогите сотрудникам определиться с карьерной и образовательной стратегией. Если вы решили создать в компании корпоративный университет, убедитесь, что у ваших подчиненных и коллег есть возможность выбирать между разными курсами. 

Как организовать систему обучения персонала? Что нужно для запуска учебного центра, создания корпоративной культуры, которая стимулирует развитие? Об этом можно узнать из нашего курса «Построение системы обучения персонала организации с нуля». Подробности и регистрация →
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации