Классический менеджмент и его универсальные принципы

Классический менеджмент и его универсальные принципы

Поисковики по запросу «менеджмент» выдают более миллиона результатов. Менеджмент повсюду: успех магазина одежды или победа футбольной команды, запуск образовательного онлайн-курса или строительство жилого комплекса, закупка зерна для кофейни или выбор подрядчиков для проекта — все это процессы, которыми управляют менеджеры.
1520

Основы менеджмента помогают нам строить и реализовывать планы (не всегда, конечно, но в целом), узнавать новые подходы к решению задач и адаптировать их к своему ремеслу. Сложно поверить, но так было не всегда. Как единая система менеджмент появился лишь в XX веке. Сначала в виде научного подхода и принципов построения системы управления. Дальнейший, но не последний этап связан с появлением классической или административной школы управления. Именно тогда возникла необходимость теоретического изучения функций и принципов менеджмента.

Три области классического направления менеджмента

Что представляет собой классическая школа менеджмента? Почему и под воздействием каких обстоятельств она появилась? Как это повлияло на развитие отрасли?

Классическое управление — это менеджмент, основанный на разделении процесса управления по функциям, рационализация производственного процесса и создание универсальных принципов управления. Классическое направление менеджмента включает три области:

Научный менеджмент. Последняя четверть XIX века ознаменовалась технической революцией, которая открыла миру электричество и телефонную связь, трубопроводы и конвейер, двигатели внутреннего сгорания и новое оружие. Обрушившийся на людей технологический прогресс потребовал новых методов управления. И он получил их благодаря Фредерику Тейлору, который заложил основные принципы развития американской промышленности (потому и запомнился как «отец научного менеджмента»). Однако его методы не были идеальны: игнорировались многие предложения рабочих, не признавались различия между индивидами, не учитывались их потребности. И все же Тейлор достиг своих целей:

  • Создал систему организации труда, которая разделила физический труд и его организацию на составные части.

  • С помощью анализа этих частей смог достичь максимальных результатов деятельности при снижении затрат (в производственной, экономической, кадровой областях).

Административный менеджмент. Классическая административная школа менеджмента продолжила эволюцию научной школы и определила дальнейшее активное развитие промышленности. Она появилась в 1920-х годах и продвигала теорию управления предприятием как систему универсальных взаимосвязанных действий. Основателем школы является французский инженер Анри Файоль. Созданные им принципы управления производством сегодня также актуальны, поэтому школу административного управления часто называют классической. Файоль разложил процесс управления на пять основных функций:

  1. Планирование. Определяет цели и пути достижения этих целей.

  2. Организация. Обеспечение предприятия всем необходимым для работы.

  3. Распоряжение. Извлечение наибольшей пользы из подчиненных в интересах предприятия.

  4. Координация. Организует совместную работу между различными подразделениями.

  5. Контроль. Оценивает качество работы.

Основой менеджмента считаются 14 принципов Файоля, разработанные им на личном опыте и наблюдениях. Многие успешные компании используют их в организации деятельности своих предприятий:

  1. Разделение труда.

  2. Общие интересы выше личных.

  3. Ответственность и власть.

  4. Дисциплина.

  5. Справедливость.

  6. Единство распоряжения.

  7. Иерархия.

  8. Порядок.

  9. Инициатива.

  10. Единство дирекции.

  11. Централизация.

  12. Корпоративный дух.

  13. Вознаграждение сотрудников.

  14. Стабильность рабочего места для персонала.

Результатом их внедрения является формирование вертикальной линии власти, соединяющей всех менеджеров организации от высших до стартовых уровней. 

Достижения современного прогресса наложило на эти правила определенный след. Тем не менее они верны и сегодня. Применение принципов Файоля способствуют взаимопониманию между начальником и подчиненными.

Бюрократический менеджмент. Еще одна школа, входящая в классическое направление менеджмента, — бюрократическая (от фр. bureau — «состав руководящих лиц, канцелярия, распорядительный орган учреждения» и греч. «kratos» — «власть, могущество»). Она создана немецким ученым Максом Вебером, который предложил систему управления, основанную на количественных оценках в соответствии с установленными правилами. Одним из ее принципов является обезличенное и рациональное поведение руководителя.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Концепция бюрократической школы включает определение зон ответственности работников, разделение труда и точное соблюдение должностных инструкций. Предъявление ко всем сотрудникам одинаковых требований позволило многим предприятиям достичь высокой эффективности. Бюрократия Вебера не носила негативного смысла.

Классическая школа менеджмента: ее достижения и недостатки

Период создания классического направления менеджмента в целом был плодотворным:

  • Повысилась эффективность производства.

  • Сложилась наука управления.

  • Образовалась система универсальных принципов управления.

  • Появилось деление организации на подразделения по функциональности.

  • Выделились основные функции управления.

Классический менеджмент характеризуется не только своими достижениями, он известен также игнорированием человека и его потребностей, недостаточным вниманием к научной разработке методов управления. За это многие управленцы и ученые подвергают его критике. И все же цель классической административной школы была достигнута — созданы универсальные принципы управления. Так что стоит задуматься о возможном применении достижений менеджмента в управлении, чтобы наставлять, поддерживать, поощрять и развивать своих сотрудников.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!