Невозможно представить бизнес-обучение без использования кейсов – методов разбора конкретных случаев и ситуаций. С их помощью управленцы формируют навыки диагностики, анализа ситуации и выбора оптимального способа решения поставленной задачи. То есть кейсы дают обучающимся необходимый опыт для быстрого реагирования в различных ситуациях. Это дополнение для теории с помощью практических заданий. Но всегда ли разборы кейсов идут во благо?

Как поясняет Елена Козырева, управляющий партнер компании «LUTROS»: «Плюсом кейсового подхода является близость учебных ситуаций к реальности. Такой подход - своего рода тренировка применения теории на практике, только в безопасных условиях, когда у участника тренинга есть больше времени на решение задачи и возможность привлечь эксперта в отличие от повседневной жизни». Удобно, когда можно принять решение и проработать его, не волнуясь за возможные неприятные последствия.
Безусловным плюсом кейсов является активная совместная работа участников группы. Активный диалог людей, имеющих опыт решения бизнес-проблем, позволяет более полно оценить предлагаемую ситуацию и обсудить возможные решения. А хороший тренер только усилит этот эффект. Комментирует Янина Чурсанова, директор «Тренинг-студии Янины Чурсановой»: «Кейс дает возможность «прожить» ситуацию не с собой, а с «вымышленным» героем. Если что-то произойдет (кризис, ошибка), то у него, а не у меня. И варианты решения будут живыми, которые можно будет обсудить с коллегами. Другой плюс - для руководителей есть возможность понаблюдать, как сотрудники решают нестандартные задачи, как выглядит их стратегия принятия решения (одиночка, или командный игрок; нацелен на результат, или на уход от проблемы)».
Но, чтобы участвовать в дискуссии, обучающиеся должны иметь собственные наработки. Поэтому для тех, кто еще не имеет опыта, использование кейсов не будет иметь особого смысла. «Кейс - это абстракция. Созданы какие-то условия, в рамках которых произошли те или иные события», - говорит Степан Чельцов, генеральный директор агентства «Первый интернет-проект». «Кейс может быть показателен только в случае, если его можно воспроизводить несколько раз хотя бы иногда. Если кейс воспроизвести невозможно, полезность такого кейса падает. В каждом кейсе важны только две составляющие: условия кейса и управленческие решения руководства или сотрудников. Даже вымышленный кейс может показать интересный ход мысли руководства в определенных ситуациях, а слушатель может вдруг увидеть в этом возможность для себя что-то попробовать новое. Но вероятность подобного события очень мала на практике».
Еще один минус кейсов – они могут быть слишком самодостаточными. Это помешает в будущем креативно решать собственные проблемы, используя готовые шаблоны. Между тем, кейсы могут не всегда подходить к решению проблем в конкретном коллективе, определенной сфере деятельности. Например, считается, что кейсы не слишком подходят для точных дисциплин (статистика, финансы и т.д.). А используя кейсы, ученики часто не могут или не хотят разбираться в проблеме, не ищут дополнительную информацию. Степан Чельцов, генеральный директор агентства «Первый интернет-проект»: «Лучший критерий полезности знаний - практика. Если в реальной живой ситуации компании удается получить выгоду после тех или иных решений, значит, знания были получены и усвоены надлежащим образом. Если же экспериментатор потерпел неудачу, важно извлечь из него правильный урок в отношении первоначальной оценки ситуации. Этот урок должен помочь в новом эксперименте избежать аналогичных последствий. Это тоже можно считать критерием полезности полученного образования».
Олег Власенко, заместитель директора «СимбирСофт» замечает: «Кейс добавляет жизни и эмоций к изящной (или громоздкой) абстрактной модели знания. Фундамент знаний не зависит от контекста. «2 + 2 = 4» верно и для яблок, и для недель, и для километров. Но контекст очень важен для обучаемых. Особенно для практиков, людей, которых оторвали от реальной работы, и отправили учиться. Они требуют знаний, которые они могут применить прямо здесь и сейчас, прямо в том виде, как они даны! Поэтому обучение, подкрепленное кейсами из практики, близкой обучаемым, помогает преподавателю/тренеру/наставнику не только передать знания, но и мотивировать применять их в реальной работе».
Уже никто не считает преподавателей, использующих в обучении кейсы, «отступниками» от традиционных методик: ведь они позволяют ученикам на занятиях общаться, не вмешиваются в процесс принятия решения, ведения дискуссии. По-другому (без самоорганизации группы) обучения не получится. Это тоже одна из проблем – преподаватель должен быть ярким, творческим, но не вмешиваться в работу учеников; дисциплина в группе необходима, но поддерживать ее нужно умело и аккуратно. И очень часто трудности возникают из-за ограниченного времени: группа просто не успевает за занятие принять или обсудить реальные рекомендации.
«Живые» примеры из жизни запоминаются студентами всегда лучше сухой теории, но здесь существует еще одна ловушка. Можно «заиграться» в кейсы и их решение настолько, что потерять смысл, логику занятия или целого курса. Кроме того, при необходимости научить студентов простым практикам, использование кейсов могут занять много времени. Как поясняет Александр Альхов, основатель проекта Courseburg Россия: «Теория без примеров из практики мертва, многие вещи всегда лучше разбирать на реальных случаях. Но есть другая опасность: когда люди, наученные на чужих кейсах, потом сами не могут ступить шаг в сторону. За это не любят выпускников МБА. Но при работе с новыми сотрудниками или стажерами, мы им показываем наши кейсы, рассказываем, как это сделали, чтобы они понимали механику. А дальше они сами делают своими руками по своим задачам. Часть людей слепо пытается полностью повторить кейс, а другие начинают импровизировать. Как вы думаете, какую часть мы потом берем на работу? Важно так же помнить, что хороший кейс, - это не всегда тот кейс, где все получилось. Неудачные кейсы тоже важны, так как потом задним числом понятно, что привело к неудаче, и как это исправить».
Нужно учитывать, что использование кейсов – типично западная модель бизнес-образования. Поэтому огромное количество замечательных кейсов несовместимо с реалиями российского бизнеса. Хорошо, если в бизнес-школе, как в Русской Школе Управления, используется национальная специфика управления. Но даже с учетом всех минусов, у кейсов есть неоспоримые достоинства. Подводя итог сказанному экспертами, можно сказать, что это приближение к реальности, возможность делать ошибки в безопасной обстановке, активное взаимодействие предпринимателей, практичность, возможность адаптации к реальным ситуациям, развитие воображения в решении проблем и умение работать в команде.
Есть мнение, что в обучении люди начали использовать «кейсы» еще с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Нам свойственно учиться на чужих и (в большей степени) своих ошибках. Что для бизнес-образования – с учетом использования кейсов в группе – отличная возможность.