Бизнес сейчас развивается стремительно, каждый день появляются новые технологии и методы работы. Поэтому топ-менеджеру на новом месте необходимо крайне быстро включиться в рабочий процесс, чтобы показать свою эффективность. Хотя статистика говорит, что быстро влиться в рабочий ритм получается не всегда. В компании Mellon провели исследование, в котором установили срок, необходимый топ-менеджеру, чтобы начать работать в полную силу — не менее 26 недель. Согласно другим статистическим данным, чтобы полностью понять всю структуру организации и влиться в работу, топ-менеджеру может потребоваться на адаптацию до трех месяцев. Линейному же сотруднику хватит всего нескольких дней.
При этом 81% управленцев считает умение быстро адаптироваться к новым условиям главной компетенцией, которой должны обладать топ-менеджеры будущего (такие данные приводит Центр научно-технологического прогнозирования). Это не только определяет личный успех, но и влияет на результаты всей компании. Рассмотрим ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы в более короткий срок преодолеть сложности адаптации.
Содержание:
— Коммуникация во время собеседования
— Интеграция в корпоративную культуру
Коммуникация во время собеседования
На этапе собеседования происходит первый контакт с работодателем и заочное знакомство с компанией. В этот момент важно выяснить ожидания организации от вас как от специалиста и оценить свои возможности. Необходимо изучить должностную инструкцию, запросить информацию об организационной структуре.
Полезным будет уже в этот период ознакомиться с историей компании и вникнуть в бизнес-процессы, происходящие внутри нее, а также понять, какие задачи и проблемы ей нужно решить. Стоит поинтересоваться причиной, по которой открыта вакансия, и попросить озвучить возможные трудности адаптационного периода.
Интеграция в корпоративную культуру
На новом месте работы необходимо знать гласные и негласные правила, по которым живет компания: ее отношение к клиентам и поставщикам, а также взаимоотношения внутри коллектива. Если молодые специалисты не испытывают особых трудностей в этом вопросе — они просто выстраивают линию поведения согласно требованиям корпоративной культуры, — то для опытных топ-менеджеров это означает, что, возможно, предстоит поменять привычную стратегию.
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.
От лидеров зачастую ждут внесения изменений в корпоративную культуру компании на основе их опыта. Психологически это небыстрый процесс, ведь корпоративные культуры разных компаний могут резко отличаться друг от друга, особенно если какая-то из них иностранная.
Новому лидеру лучше постепенно знакомиться с коллективом:
-
Беседовать с руководителями отделов и служб.
-
Встречаться с представителями разных подразделений.
-
Наблюдать за тем, как ведут себя сотрудники не только внутри компании, но и вне ее.
Кроме того, топ-менеджеру необходимо взаимодействовать с коллегами своего же уровня, чтобы получить полное представление об организации. Хорошо, если есть те, кто относительно недавно успешно прошел адаптацию. Они смогут помочь в ключевых вопросах.
Формирование команды
Американский исследователь-психолог Брюс Уэйн Такман разработал четырехфазную модель развития команды. Он выделил такие фазы:
-
Формирование.
-
Конфронтация.
-
Нормализация.
-
Решение проблем.
Для лидера, который только формирует команду в новой для себя компании, важной фазой является конфронтация, или фаза волнений. В этот период происходит налаживание коммуникации с сотрудниками, решение конфликтных ситуаций, вследствие чего производительность снижается. Главной задачей нового руководителя становится минимизация сложностей, чтобы как можно скорее перейти к следующей фазе.
Так как новый топ-менеджер и является причиной конфронтации, следует конструктивно взаимодействовать с командой, осознанно предотвращая конфликты. Полезно будет провести анализ своих сильных и слабых сторон. Можно сделать это по модели SWOT, где Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности и Threats — угрозы. Этот метод позволяет оценить текущее состояние и разработать стратегию поведения. Необходимо понимать, что поможет в достижении общих целей, а что, наоборот, помешает. Но чтобы получить более объективную оценку, стоит прислушаться к мнению своего окружения по некоторым вопросам.
Успех топ-менеджера напрямую связан с работой и результатами всего коллектива. Следовательно, целью руководителя является формирование успешной продуктивной команды. Не нужно пытаться избежать волнений — лучше настраивать себя на ровное преодоление всех возможных конфликтов.
Проактивность
В новой компании топ-менеджер должен сам активно участвовать в реализации адаптационного процесса, а не игнорировать его, как это часто бывает. Можно инициировать привлечение наставника, который введет во внутренние процессы организации, представит имеющиеся ресурсы и поможет выстроить взаимодействие с коллективом. Наставник может быть как внутренним, так и внешним — консультантом профессионального агентства, например. Он поможет правильно построить процесс принятия решений, выбрать эффективный управленческий стиль. Важной стороной наставничества также является возможность получить обратную связь, что может улучшить результаты работы.
С первых дней в новой компании топ-менеджеру необходимо получать больше информации и знаний. По данным одного из крупнейших американских сервисов интернет-рекрутинга Zippia, компании, в которых топ-менеджеры не обучаются, ежегодно теряют до 7% дохода. Такие результаты негативно отразятся на оценке эффективности работы в конце испытательного срока.
Если у нового топ-менеджера есть наставник, то через три месяца можно запросить обратную связь по проделанным действиям и совместно разработать план по устранению проблем при наличии таковых.
Быстрая адаптация топ-менеджера на новом месте работы и успешное взаимодействие с командой являются ключевыми факторами для достижения высоких результатов в бизнесе. Используя стратегии эффективной коммуникации, проявляя профессиональную эффективность и сосредотачиваясь на улучшении работы компании, топ-менеджер может добиться успеха и признания в короткие сроки.