Время, когда опыт и «красные корочки» определяли мастерство руководителя, давно прошло. Образование стало ближе и доступнее, а с развитием технологий люди получили возможность работать в любое время из любого места. Эффективность руководителя теперь определяет высокий уровень коммуникативных способностей, гибкость, развитый адаптивный интеллект и умение находить нестандартные пути в решении задач.
Мягкие, жесткие или глубокие — какие навыки важнее для руководителя
За последние несколько лет бизнес-процессы и рабочие отношения заметно перестроились. Классические модели управления уже не так эффективны. Скорость изменений, геополитическая обстановка в стране и мире, стремительное развитие новых технологий оказывают огромное влияние на компании в целом, на их сотрудников и руководителей в частности. Чтобы оставаться хорошим профессионалом в своей отрасли, необходимо регулярно обновлять знания — прокачивать hard skills (жесткие навыки). И если на профессиональное совершенствование руководители и так, как правило, ориентированы, то развитие личностных качеств нередко отодвигают на второй план или не придают им должного значения.
Хотя надо отметить, что сейчас взят курс на развитие гибких навыков. «Побеждают те, кто инвестировал в soft skills», — сказал в одном из выступлений глава Сбербанка Герман Греф. Руководители с развитыми лидерскими, коммуникативными качествами лучше чувствуют атмосферу в коллективе и эффективнее налаживают рабочие процессы. Развивая гибкость, им проще и быстрее удается адаптироваться к переменам.
Когда перемены становятся частыми и не всегда благоприятными, руководителю особенно важно сохранять спокойствие и равновесие, повышать уровень стрессоустойчивости и жизнестойкости. И здесь специалисты заговорили уже о развитии глубоких навыков (self skills). «Прежде всего возьмите в свои руки ответственность за свое настроение, а потом подумайте, что вы можете дать своим подчиненным», — советует автор книги «Первый после бога. Не будьте просто начальником» Марат Тургунов, бизнес-консультант, эксперт по управлению продажами.
Сейчас своим позитивным настроем и верой в успех, руководитель задает нужный вектор для развития всей компании и каждого сотрудника. И чтобы одинаково хорошо преуспевать в разных сферах жизни, руководителю нужно развивать себя как профессионала, сильного лидера и психологически здорового и устойчивого человека.
Шесть навыков менеджера
Сохранять эффективность в условиях резких изменений и частых колебаний руководителю помогут развитые компетенции.
Адаптивный интеллект (AQ)
Развитый адаптивный интеллект — способность безболезненно для себя и окружающих перестраивать свои стратегии поведения, коммуникации с другими людьми, профессиональные навыки. Это умение быстро обучиться новому, принять перемены и встроиться в них со своей компанией лучшим образом.
Эффективность руководителя с развитым AQ будет проявляться особенно ярко в непростые времена. Сталкиваясь с кризисом, он будет успешно его преодолевать, находить в нем возможность роста, укрепления и развития компании. Любые перемены такой руководитель будет воспринимать как вызов, а не проблему.
Коммуникативность
Сейчас этот навык перестал ограничиваться дипломатичностью, умением вести себя на публике и успешно проводить переговоры. Он стал гораздо шире и сместился в сторону взаимодействия с сотрудниками.
Если в компании отношения до сих пор выстраиваются по модели сверху вниз (начальник — подчиненный), самое время руководителю встать рядом с коллективом в позицию коуча, наставника и мотиватора, рассказать сотрудникам о своих долгосрочных планах и обозначить конечную цель.
Такая модель поведения поможет быстро ориентироваться в проблемах коллектива и эффективно доносить до своих сотрудников цели и задачи. Работники начнут проявлять инициативу и больше вовлекаться в процесс обсуждения проектов, предлагать новые идеи и подходы, их эффективность и мотивация увеличатся.
Проактивность
Этот термин ввел психолог Виктор Франкл, который в своей книге «Человек в поисках смысла» писал, что, когда человек сталкивается с неприятностями, у него всегда есть выбор, как на них реагировать. И именно проактивный человек попытается разобраться в причинах, а не списать все на события и обстоятельства.
Любую проблему или трудность проактивный руководитель воспринимает как очередной вызов и пытается решить ее максимально эффективно, чтобы больше она не возникала в процессе работы. Если ошибку допустил сотрудник, он вместе с ним попытается найти выход. Таким образом, он усиливает слабые места компании и сотрудников и открывает новые возможности для роста и развития.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Именно этот навык стоит первым в книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. Американский консультант по вопросам руководства пишет, что проактивные люди «решают проблемы, а не говорят о них, они проявляют инициативу и, опираясь на принципы, делают все необходимое для выполнения задачи».
Умение делегировать и доверять
Большая ошибка руководителя — думать, что лучше него с работой никто не справится. Когда все важные и ответственные задания начальник берет на себя, сотрудники привыкают к простой работе, которая в скором времени им наскучивает, а руководитель рано или поздно сталкивается с хронической усталостью.
Сейчас сотрудники как никогда заинтересованы в собственном развитии. Доверять подчиненным важные проекты и давать им больше ответственности — это значит делать вклад в их личное развитие и в развитие компании в целом.
Последовательность и уравновешенность
Время от времени терять терпение приходится каждому из нас. Для руководителя это может обернуться непростительной ошибкой. Несмотря на стресс, начальнику не стоит выходить из себя, а лучше сохранять самообладание, чтобы не оказывать дополнительного давления на сотрудников. Людям хватает повседневных проблем, поэтому они ценят терпеливых и положительно настроенных руководителей, которые стараются облегчить ситуацию, а не усугубить ее.
Как говорил английский писатель Даниель Дефо, самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам.
Харизма лидера
Писатель и американский исследователь в области менеджмента Джей Конгер считает, что харизма — это стержень успешного предпринимательства, стратегического прогнозирования и побуждения. Харизматичный руководитель, даже если он кому-то не нравится, всегда интересен коллективу. Прежде всего за счет своей неординарности и бесконечной веры в себя и свои возможности.
Он всегда выглядит сильным и самодостаточным, уверенным в своем успехе — на такого руководителя сотрудникам хочется равняться.
Умение держать руку на пульсе, вовремя прокачивать необходимые навыки, внедрять передовые технологии — это уже не тренд, а новые составляющие эффективного управления и успешного развития компании, и руководитель в состоянии внедрить их в свою работу и жизнь. Если оперативно реагировать на все новые веяния, использовать тренинги мировых экспертов, прокачивать эмпатию и постоянно улучшать свои когнитивные функции, возможно повысить свою эффективность и всегда находиться на несколько шагов впереди.