MBA
Личный кабинет
Разработка и создание онлайн-курсов: что нужно знать перед первым запуском

Разработка и создание онлайн-курсов: что нужно знать перед первым запуском

Кто входит в команду разработки онлайн-курса, где размещают учебные программы и какие юридические тонкости нужно знать до старта обучения? Рассказываем в статье.
4362

Рынок онлайн-образования в России за период с 2016 по 2021 год показал стремительные темпы роста — порядка 248%. А по данным Forbes в 2022 году он вырос еще на 17,9%. 

По-прежнему наблюдается высокий спрос на онлайн-курсы в разных сферах: ИТ, изучение языков, бизнес, спорт, здоровье. Хотя это и диджитал-формат, разработка и создание онлайн-курсов находятся в зоне ответственности человека, а не алгоритмов.

Содержание:

Как подготовиться к запуску онлайн-курса

Какие специалисты нужны для запуска онлайн-курса

Техническая инфраструктура и платформенные решения

Юридические аспекты

Как подготовиться к запуску онлайн-курса

Для развития бизнеса в нише онлайн-образования или запуска корпоративного инфопродукта важно понимать, откуда приходят клиенты, какие тренды в создании онлайн-курсов существуют в России и мире, что пользуется спросом, где нельзя экономить, а на чем можно «проиграть».

Вот 10 важных рекомендаций для тех, кто запускает свой курс:

  1. Прежде чем создавать программу, изучите рынок. Узнайте, кто является вашими ключевыми конкурентами. Какую ценность они дают своим студентам?

  2. Определите, каких целей смогут достичь участники обучения, кому будет полезен ваш курс. Это поможет разработать целевые предложения, содержание, стиль, а также выбрать подход к обучению.

  3. Опишите темы, которые будут включены в курс. Создайте подробный план занятий. Убедитесь, что каждый урок логически связан с предыдущим и последующим.

  4. Определите формат курса: видеоуроки, интерактивная платформа, текстовые/визуальные материалы, гибридный контент в мессенджерах. Ориентируйтесь на потребности целевой аудитории.

  5. Если в курсе используются видеоуроки, то убедитесь, что качество звука, изображения и монтажа на высоком уровне. Разместите видео на платформе, подходящей для дистанционного обучения.

  6. Разработайте уникальный узнаваемый дизайн, который будет привлекать внимание и отличаться от предложения конкурентов.

  7. Тестируйте свой курс на фокус-группе перед запуском. Попросите релевантную аудиторию или нескольких будущих студентов пройти обучение первыми, чтобы получить обратную связь. Убедитесь, что материалы просты и понятны, содержат достаточный объем прикладной информации. Проверьте все технические нюансы начиная с момента регистрации до отправления домашних заданий.

  8. Если ваш курс предполагает работу кураторов, заранее позаботьтесь о выборе компетентных специалистов.

  9. Определите ценовую политику.

  10. Начинайте продвижение до запуска курса, чтобы оценить спрос и привлечь максимальное количество участников обучения.

Какие специалисты нужны для запуска онлайн-курса

Какой курс — такая и команда, и наоборот. Не всегда для запуска онлайн-программы нужно большое количество специалистов, однако если вы хотите создать качественный учебный курс, рассчитывайте на то, что за экспертизу придется заплатить. Ниже рассказываем, какие специалисты могут потребоваться.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Методист. Это специалист-стратег, который проектирует образовательную среду онлайн-курса. Он разрабатывает концепцию и программу курса, упаковывает контент исходя из целей и задач обучения, определяет удобный формат для заявленной целевой аудитории, а также составляет метрики для отслеживания результатов студентов. Методист следит за трендами в диджитал-образовании, выбирает новое и самое лучшее — каждой школе важно выпускать людей, удовлетворенных не только качеством, но и процессом этого обучения.

Продюсер. Специалист, ключевыми задачами которого являются поиск интересных преподавателей, грамотное продвижение онлайн-курсов, расчет экономической составляющей (чтобы максимально выгодно конвертировать знания экспертов в прибыль школы или автора курса). И, главное, он часто ответственен за то, насколько ярко курс «выстрелит» и заявит о себе на рынке онлайн-образования. 

Эксперт. Эксперт — главный носитель знаний. Совместно с методистом он наполняет курс содержанием, добавляя ценности продукту за счет своего личного бренда. Обычно, чем сильнее личный бренд, тем востребованнее курс.

Программа обучения, планы лекций и практических занятий, презентации и вебинары, домашние задания и их проверка — по большей части зона ответственности эксперта.

Кураторы. Вспомогательная опция, если курс подразумевает большое количество студентов. Или, если эксперт не готов самостоятельно проверять домашние задания и давать обратную связь ученикам. Кураторы выполняют важную роль, и от их профессионализма во многом зависят результаты участников.

Оператор/монтажер. Эксперт в данной области отвечает за картинку в кадре: подбирает освещение, цветовые схемы, ракурсы, технику, звуковое оборудование. Монтажер сводит кадры, добавляет интересные переходы, расставляет акценты, когда это требуется. Для онлайн-курса важен не только лектор, но и грамотная подача видеоряда. Прямо сейчас вы можете ответить себе на вопрос: были ли вы удовлетворены качеством видеоконтента, если хоть раз проходили онлайн-обучение или участвовали в вебинаре?

Дизайнер. Разработка графических элементов, оформление презентаций, иллюстраций, гайдов и других визуальных коммуникаций для объяснения тем онлайн-курса лежат в поле деятельности дизайнера. Именно работа дизайнера преимущественно влияет на восприятие контента.

Техническая поддержка. Специалисты техподдержки отвечают за настройку и обслуживание техники, установку и обновление программного обеспечения, создание и поддержку электронных платформ для дистанционного обучения, организацию доступа к онлайн-курсам и материалам. Также они несут ответственность за поддержку пользователей онлайн-школы, решение технических проблем в случае возникновения вопросов.

Иногда для подготовки и запуска онлайн-курсов привлекают специалистов по текстам: копирайтеров, корректоров, редакторов. Они помогают транслировать экспертное мнение на языке аудитории, проверять логичность и грамотность текстового содержания (субтитров, инструкций, гайдов), разрабатывают аннотации и рекламные материалы для продвижения курса.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Если ваши ресурсы ограничены и нет возможности на первых этапах собрать команду мечты, то обязательно обеспечьте себе базу: продюсера, эксперта и технического специалиста. Следующий шаг — профессиональные методист и оператор.

Техническая инфраструктура и платформенные решения

Платформы, облачные сервисы, системы оплаты — это неотъемлемые составляющие, без которых онлайн-школа и, соответственно, онлайн-курс не могут существовать. 

Ниже рассказываем о базовых инструментах, которые помогут запустить продукт и наладить учебный процесс даже при минимальном бюджете.

  1. Сайт/лендинг. Здесь располагается информация о программе, преподавателях, длительности обучения, партнерах. На лендинге будущие студенты могут увидеть отзывы и внести плату за обучение через специальную форму.

  2. Платформа для хранения контента. Необходимо заранее решить, где будет реализовано обучение. Это может быть отдельная платформа/приложение или полноценный сервис. Кроме того, не стоит забывать дублировать базу всех материалов курса в надежные хранилища. 

  3. CRM-система. Никаких Excel-таблиц: процесс сбора клиентской базы в CRM стоит настроить с самого начала. Кроме того, в CRM можно быстро вносить и распределять задачи по ответственным, отслеживать историю сделок и вести учет заявок.

  4. Сервис для записи видеоуроков/проведения вебинаров. Специализированные платформы или онлайн-трансляции в популярных мессенджерах — выбор сервиса и возможности записи видео зависит от целевой аудитории и формата курса.

  5. Системы приема платежей. На этапе проектирования курса нужно официально подключиться к облачной онлайн-кассе. Она нужна вне зависимости от способа оплаты: реквизиты, эквайринг и т. п. Так вы сможете формировать фискальный чек клиенту и избежите проблем с налоговой.

Строить свою экосистему или воспользоваться готовыми сервисами для создания онлайн-курса — этот выбор каждый предприниматель делает сам.

Юридические аспекты

Категория «разработка и создание онлайн-курсов» подпадает под юридические требования. 

Вот список основных:

  1. Оформление авторских прав и защита бренда школы. Необходимо иметь законное право использования всех материалов курса, таких как: тексты, фотографии, видео, графика и другие интеллектуальные продукты. Если материал не принадлежит автору, он должен заключить договор на использование этого материала или получить разрешение от правообладателя.

  2. Правила использования данных клиентов. При сборе, хранении и использовании личных данных своих клиентов онлайн-школы также подпадают под законодательство о конфиденциальности и защите данных. 

  3. Официальная документация. Официальное оформление штата сотрудников, правовой формы ведения бизнеса, формы налогообложения.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!