
Го — это не просто древняя игра, а уникальный инструмент, который эффективно применяется для личного развития и командной работы. Многие компании приглашают меня организовать игры для своих сотрудников: это может быть частью тимбилдинга или способом решения конкретных бизнес-задач. Самая масштабная демонстрационная игра, которую я проводил, собрала 400 участников, а полноценная игра со стратегическим разбором включала 60 человек. Меня зовут Антон Румянцев, я учитель Го для бизнеса, и в этой статье расскажу, чем полезна Го для командной работы.
Содержание:
— Го как диагностика: что игра расскажет о вашей команде
— Решение бизнес-проблем через доску: моделируем стратегии
Го как диагностика: что игра расскажет о вашей команде
В Го соперники поочередно размещают черные и белые камни на пересечениях линий доски, которая обычно имеет размер 19x19. Основная цель игры — занять большую территорию.
Одна из методик командной игры позволяет проанализировать взаимодействие в коллективе в целом. Например, играют две команды. Каждый участник по очереди ставит камень. Делают они это молча — без обсуждений, чтобы каждый показал на доске свой индивидуальный паттерн.
После того как все сделали ходы, я говорю «стоп», и начинается обсуждение. Здесь проявляются лидеры мнений. Кто-то берет инициативу, перебивает остальных и никого не слушает — такой лидер проблематичен. А кто-то прислушивается к команде, но при этом готов взять на себя ответственность за принятие решения.
После обсуждения команды делают еще столько же ходов, но уже коллективно. В процессе игры становится понятно, кто лучше справляется с командной динамикой, а кто предпочитает действовать в одиночку. Это может быть как плюсом, так и минусом: иногда такой индивидуалист приносит команде деньги, а иногда именно его действий не хватает для общего успеха.
Также становится заметно, насколько быстро или, наоборот, долго участники принимают решения — это позволяет оценить их реакцию в критических ситуациях. Важно и то, в какие моменты игроки приступают к обсуждению. Пока все идет хорошо, они чаще молчат, но как только появляются трудности, сразу начинают совещаться. Такая реакция указывает на привычку действовать из состояния кризиса, а не из ресурса. Хотя куда продуктивнее учиться работать на опережение, пока еще все в порядке.
Через такую игровую практику можно увидеть сильные и слабые стороны команды и отдельных ее участников. Модели поведения проявляются очень ярко, и уже можно предсказать, как участники будут вести себя в реальной жизни.
Каждый ход, сделанный в партии, я фиксирую и добавляю к нему комментарий. Во время игры внимательно слежу за участниками и параллельно записываю свои наблюдения. В итоге получается подробный текст с анализом. После игры я передаю его руководителю. Мы вместе восстанавливаем ход событий на доске, обсуждаем, как принимались решения, какие диалоги велись в процессе и к чему это привело. Я объясняю, какие выводы можно сделать из конкретного хода, и рассматриваю альтернативные варианты действий. Это помогает глубже понять поведение участников и найти точки для улучшения.
Решение бизнес-проблем через доску: моделируем стратегии
Другая методика Го предполагает решение конкретных задач. Перед игрой я обсуждаю с руководителем текущее положение дел в компании: выявляем проблемы, возможности, ресурсы и формулируем задачи. На основе этой информации мы размещаем камни на доске, чтобы искусственно смоделировать заданные условия. С этой позиции и начинается игра.
Приведу пример расстановки для ученика, с которым мы недавно работали.
Позиция заказчика
Черный камень под номером 1 — это мой ученик, заказчик партии.
Что можно о нем сказать? На первый взгляд, все кажется стабильным, но если углубиться в ситуацию, становится ясно: этот камень на доске ничего не делает. Он толком не влияет и ничего не организует, в то время как на доске уже превалирует территория, занятая белыми камнями.
Запрос его звучал так: «Все хорошо, но хотелось бы еще лучше: построить новый тип системы и, усилив всех, повысить собственную стоимость».
Позиция топ-менеджеров
Структуры черных камней 2А и белых 2Б обозначают двух топ-менеджеров, приближенных руководителю (его фигуры нет на расстановке, но его символизирует центр доски).
-
Белый 2Б занимает больше территории, что означает большую финансовую отдачу. Однако его группу камней в любой момент может разделить соперник: это связано с нюансами в позиции, которые выражаются в слабых связях.
-
Черный 2А демонстрирует цельность и влияние, но пока приносит меньше прибыли, так как дает меньше очков. Однако он одного цвета с заказчиком 1, а мы, как заказчик, приближены к нему.
Наша задача — помочь 1 раскрыть свой потенциал и увеличить доходность всей позиции черных. Для этого ему предстоит запустить большой проект по освоению территории Х, однако сначала необходимо укрепить позиции, решив проблемы 3 и 4.
Проблема сотрудника, которого хотят увести
Черный камень на этой территории — ценный сотрудник. Мы выяснили, что его хочет увести другая структура компании — белые камни. Если мы теряем этого человека, то также потеряем позицию в этом углу доски. Потому проблема требует срочного решения.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Проблема беспорядка после слияния компаний
Некоторое время назад корпорация моего ученика поглотила другую компанию. При слиянии часто возникает период затяжной реорганизации, когда роли и задачи размыты, никто точно не понимает свою зону ответственности, и процесс работает неэффективно. На доске мы видим хаос: белые и черные камни разделены, они слабы, и нам надо их организовать. Как бы вы поступили с проблемой 3 в правом нижнем углу?
Атаковать белых? Это не вариант, поскольку речь идет об одной компании, а белые камни расположены так, что их невозможно устранить. Удержать черный камень в своей команде? Однако затраты будут слишком высокими: придется выстраивать связи и укреплять позиции, но и белые за это время тоже усилятся. Кроме того, мы потеряем время, необходимое для главной задачи — захвата территории X.
Вот что посоветовал я: необходимо опередить события. Вместо того чтобы удерживать камень силой, лучше предложить акционерам перевести его в позицию белых, но сделать это на своих условиях, а сотруднику показать новые перспективы. Таким образом, он формально перейдет в другую зону, но останется «нашим» человеком. Это не потребует дополнительных ресурсов, укрепит позиции и сохранит контроль в наших руках.
Как нам поступить с проблемой 4 в левом нижнем углу? Мы видим здесь слабости и можем использовать их как инструмент для работы. Однако здесь есть риск: если неправильно подойдем к организации этого процесса, можем застрять внутри. Нельзя заходить слишком глубоко, поэтому мы действуем сверху — находим нужных людей, вводим их в систему, но при этом остаемся наверху, сохраняя контроль. В итоге мы оформили нашу позицию таким образом, что теперь и белые, и черные выглядят убедительно и эффективно.
Взгляните на обновленную расстановку теперь, когда мы решили проблемы 3 и 4 и готовы переходить к наступлению на территорию X. Насколько важен сейчас камень 1, наш заказчик?
Сейчас, в отличие от начальной ситуации, это один из ключевых игроков, который демонстрирует, как он успешно справился с проблемами и сумел эффективно организовать пространства вокруг себя. И даже в текущей конфигурации территория черных уже сопоставима с территорией белых.
Всю эту расстановку в реальной жизни мы с учеником проделали за 9 месяцев, и в итоге перешли к проекту X, работа над которым потребовала следующей расстановки камней на доске Го.
Таким образом, через моделирование ситуации на доске, я помогаю компаниям выстроить общую стратегию. Многие считают, что достаточно устранить слабые места, однако важно рассматривать ситуацию целостно, выстраивать стратегию, которая обеспечит развитие команды в долгосрочной перспективе и позволит эффективно работать на более масштабных уровнях.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.