Ирвин Ялом, американский психиатр и психотерапевт, автор научно-популярной и художественной литературы, в книге «Лечение от любви» пишет о четырех мрачных человеческих данностях:
1) неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим;
2) свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим;
3) наше экзистенциальное одиночество и
4) отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни.

Кто-то из нас проживает всю жизнь, стараясь вовсе их не замечать. Хорошо этому способствуют всякие пристрастия типа алкоголя. Кто-то, как Достоевский или Толстой, все осознает и прорабатывает их, создавая произведения искусства. Или не совсем искусства… Например, создает свой бизнес.
Я заметил, что многие собственники начинали бизнес, подойдя вплотную к осознанию своего экзистенциального одиночества. Когда все привычное окружение как-то отдалялось, исчезало, теряло прежний смысл. Это мог быть и необъяснимый внутренний процесс, и переосмысление своей роли в семье, и кризисное изменение своего социального/финансового статуса.
Будущий основатель бизнеса начинает чувствовать себя потерянным, изолированным от всех и всего. И тут возникает спасительная идея нового бизнеса. Одиночество исчезает. Во-первых, основатель бизнеса уже не один, а с наполнявшей его идеей. Во-вторых, эта идея позволяет ему смело подходить к избранным окружающим, делиться ей, спрашивать совета, вовлекать в обсуждение.
Если первая стадия жизненного цикла компании – Проверка приверженности основателя – проходит успешно, и он решается на риск, берет на себя ответственность и за бизнес, и за тех людей, кто ему поверил, то на этой идее (а также и на множестве появляющихся других) и в слиянии всей команды, компания проходит и следующие две стадии: Выживания и Увеличения доли рынка.
Основатель исцеляется от экзистенциального одиночества, но подходит вплотную к осознанию свободы сделать свою жизнь такой, какой он хочет (при такой-то доле рынка!). А с осознанием свободы приходит и осознание своей ответственности за ее реализацию. Это при естественном ходе развития компании требует перехода на четвертую стадию – Повышения прибыли через выстраивание границ, бизнес-процессов, прописания ролей, формализации в целом.
При естественном ходе развития компании у основателя появляется уверенность в том, что он вполне контролирует бизнес, чтобы и достаточно свободно, и ответственно реализовывать свои «хотелки». Но очевидная жизнеспособность бизнеса диалектически подводит основателя к осознанию возможности его потери или прекращения, в том числе, и из-за своей собственной (пусть и пока еще гипотетической, но неизбежной) смерти.
Тогда естественным образом еще большая жизнеспособность компании достигается переходом на пятую стадию – Повышение прибыли при контролируемой доле рынка – за счет генерирования и реализации новых бизнес-идей, особенно с более активным вовлечением в этот процесс всей команды топов и других ключевых сотрудников.
Основатель начинает чувствовать свою большую свободу от бизнеса и большую уверенность, что бизнес сможет существовать и развиваться и без его полного погружения в него. И вот здесь он сталкивается с вопросом о смысле – как о смысле своей собственной жизни, так и смысле созданного им бизнеса и смысле дальнейшего существования этого бизнеса.
При благоприятном ходе развития событий он находит себе смысл за пределами компании. Иногда этот смысл настолько непонятен окружающим что основатель вновь сталкивается с экзистенциальным одиночеством и «перерождается» в новом бизнесе, деле, проекте, увлечении…
Лишь бы он этот новый смысл не тянул в существующую компанию. Что происходит при этом, а также в случае, когда основатель на разных стадиях жизненного цикла развития компании застревает в проработке своих экзистенциальных вызовов, и как это катастрофически сказывается на существующем бизнесе, я расскажу в следующем материале.