Согласно оценке аналитиков агентства Smart Ranking, во втором квартале 2023 года в сегменте бизнес-образования наметилось снижение совокупной выручки — всего на 16,7% (до 2,5 млрд руб.). Похожая ситуация в сфере дополнительного профессионального образования — снижение составило 5,6%, что составило 8,1 млрд руб. Эта тенденция связана с двумя факторами: нестабильностью экономической ситуации, которая вынудила многие российские компании сократить бюджеты на корпоративное обучение; уходом с российского рынка западных игроков — в недавнем прошлом активных потребителей услуг образовательных компаний.
Однако в третьем квартале общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 38,2%, что является самым высоким квартальным показателем год к году и на 22% выше показателей второго квартала.
Содержание:
— Пять аргументов в пользу корпоративного обучения
Перспективы направления
Положительную динамику подтверждают и другие данные. Так, в августе 2023 года эксперты финтех-платформы Mandarin провели исследование и получили вдохновляющие результаты.
Одно из направлений деятельности Mandarin — работа с образовательными компаниями, включая те, что проводят корпоративное обучение. В рамках исследования были опрошены топ-менеджеры и HR-директора, всего 120 человек из 45 средних и крупных ИТ-компаний, а также 15 банков, офисы которых расположены в Москве. Ключевые вопросы исследования касались планов по развитию корпоративного обучения, востребованных направлениях развития и оценке эффективности. Опрос показал:
-
В 65% компаний и банков реализуют программы корпоративного обучения персонала и планируют развивать его в дальнейшем.
-
Среди 67% опрошенных экспертов наиболее востребована профессиональная подготовка и программы MBA, как направление корпоративного обучения.
-
При этом 60% стремятся к повышению уровня цифровых компетенций и 50% выбирают отдельное направление по обучению в сфере управления удаленными командами.
-
При выборе образовательных программ 75% опрошенных отмечают такой важный критерий, как стратегические и тактические задачи развития организаций.
-
Оценку эффективности проводят 55% организаций. Они выбирают такие критерии оценки, как применение полученных знаний на практике, повышение эффективности работы и возможность масштабирования знаний в команде.
Таким образом, несмотря на наметившиеся негативные тенденции в отношении корпоративного обучения персонала, ряд компаний продолжают инвестировать в это направление. С чем это связано — разберемся вместе с сооснователем и генеральным директором финтех-платформы Mandarin Алексеем Толстиком.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Пять аргументов в пользу корпоративного обучения
Почему бизнесу не стоит экономить на повышении квалификации сотрудников:
-
Повышается риск потери лидирующих позиций на рынке. Любой кризис рано или поздно закончится, и если поставить корпоративное обучение на паузу, после стабилизации экономической ситуации вся команда по уровню своих знаний, умений и навыков окажется далеко позади тех конкурентов, которые все это время продолжали вкладывать средства в развитие своих специалистов. По-прежнему актуален вопрос обучения сотрудников новым цифровым профессиям, связанным с искусственным интеллектом, работе с большими данными и другими актуальными направлениями. Их игнорирование может усложнить инновационную деятельность в компании.
-
Клиентский сервис может стать одним из конкурентных преимуществ. В текущей ситуации перед компаниями появляется новая задача: удерживать существующих клиентов, а не только привлекать новых. Чтобы ее решить, стоит обеспечить качественный клиентский сервис, эффективное управление компанией, цифровизацию процессов и совершенствование маркетинговых программ. Без современных знаний реализовать все это довольно сложно.
-
Корпоративное обучение способствует развитию уникальных навыков и компетенций сотрудников. Такие квалифицированные кадры способны решать более сложные задачи и предлагать оригинальные решения.
-
Есть возможность повышать вовлеченность сотрудников, одновременно снижая уровень их стресса. Благодаря корпоративному обучению, персонал учится видеть в любой ситуации возможность применить новые знания на практике и предлагает новые идеи. Часто благодаря таким инициативам компании могут совершить прорыв в своей деятельности.
-
Улучшение корпоративной культуры и HR-репутации компании для привлечения квалифицированных кадров. Исследования показывают, что более 70% соискателей во всем мире с большей вероятностью выберут для работы компанию, в которой организовано обучение сотрудников. Создавая условия для профессионального роста сотрудников, компания повышает лояльность персонала, экологично удерживает ценных специалистов и быстрее привлекает лучших кандидатов на открытые вакансии.
Благодаря корпоративному обучению повышается эффективность работы компании в целом, появляется гибкость и способность адаптироваться к условиям меняющегося рынка.
От статистики к практике
CEO Mandarin Алексей Толстик и его коллеги в отношении корпоративного обучения считают: чтобы занимать уверенные позиции на рынке и быть готовыми ответить на новые вызовы, нужно увеличивать расходы на образование и развитие команды.
На практике это реализуется так: сейчас более 30% сотрудников Mandarin повышают свои профессиональные компетенции, совершенствуют навыки деловой коммуникации, изучают иностранные языки. В планах компании в 2024 году потратить на 30% больше средств на обучение персонала. Это связано, в первую очередь, с тем, что в 2022 году количество клиентов, среди которых малые и средние компании, выросло в три раза и превысило 2000.
Алексей Толстик уверен, что квалификация персонала и общий интеллектуальный уровень сотрудников — одно из главных конкурентных преимуществ платформы Mandarin, которое сегодня может перенять и любой другой российский бизнес.