С какими ситуациями часто сталкиваются руководители? Нет инициативы от сотрудников или, наоборот, излишняя амбициозность, конфликты в команде и невыполненные планы. Мы решили разобраться, какие есть способы сформировать команду и управлять ей так, чтобы создать комфортную среду и добиваться бизнес-целей.
— Модель Ленсиони «5 пороков команды»
Существует множество подходов к организации работы в командах. Расскажем подробнее о трех часто использующихся в международных компаниях:
-
Модель управленческой команды Ицхака Адизеса PAEI.
-
Модель формирования команды Брюса Такмена FSNPA.
-
Модель Патрика Ленсиони «5 пороков команды».
Давайте по порядку разберем каждую модель.
Модель Адизеса PAEI
Основатель компании Adizes Institute, доктор Ихцах Адизес разработал модель формирования команды в 70-х годах прошлого века. За это время модель применялась в тысячах компаний по всему миру. Она помогает разобраться, людей с какими ролевыми моделями нужно пригласить в команду, чтобы добиваться лучших результатов.
PAEI описывает четыре управленческие роли, которые обязательно должны быть в команде. Каждый человек может использовать сразу несколько ролей, однако все равно одна из них будет преобладающей.
Producer — производитель. Люди с такой моделью поведения сконцентрированы на достижении результата. Они непосредственно разрабатывают продукт или услугу.
Administrator — администратор. Такие специалисты заботятся о том, как эти продукты или услуги разрабатываются, то есть отвечают за эффективность самого процесса.
Entrepreneur — предприниматель. Эти люди придумывают новые продукты, не боятся рисковать, нацелены на будущее. «Предприниматели» — основной локомотив развития компании.
Integrator — интегратор. Сотрудники объединяют всех вокруг, обладают развитым эмоциональным интеллектом, могут найти подход к разным людям.
По модели Адизеса, для успешной работы важно, чтобы команда состояла из людей с этими четырьмя стилями управления. Если будут только «Производители», то компания остановится в развитии, так как станет некому предлагать новые идеи. Если только «Предприниматели», то не хватит тех, кто сможет воплощать новые идеи, а не только придумывать.
Модель Такмена FSNPA
Психолог-исследователь Брюс Такмен определил, что каждая команда проходит пять этапов развития. В зависимости от этапа, у руководителя разные задачи:
Forming — формирование. На этом этапе люди знакомятся друг с другом, обсуждают задачи и принимают общие цели. Этап характеризуется тем, что люди обычно ведут себя спокойно, присматриваются друг другу, намеренно избегают конфликтов. Для руководителя в это время важно понять, какая мотивация у каждого члена команды, какой они предпочитают стиль общения, кто командный игрок, а кто предпочитает работать в одиночку.
Storming — стадия конфликтов. На этом этапе начинаются конфликты между членами группы за идеи или вследствие столкновения разных стилей общения. Руководителю важно сглаживать конфликты и не доводить до серьезных ситуаций, влияющих на работоспособность всей команды.
Norming — нормализация. Участники узнают друг друга лучше, начинают доверять и прислушиваться к мнению. Все сконцентрированы на достижении общей цели и готовы идти на личные компромиссы в пользу общего результата. На этом этапе у команды высокая вовлеченность.
Performing — стадия исполнения. Команда выходит на понятный уровень результативности. Все сотрудники компетентны и работают как нужно. Руководитель на этом этапе отвечает за то, чтобы вовремя давать обратную связь, строить планы развития каждого участника.
Adjourning — расставание. Команда добилась нужных результатов, может распадаться и переходить к новым проектам.
Модель FSNPA характерна тем, что команда может проходить этапы не линейно, а откатываться назад в случае каких-то изменений.
Модель Ленсиони «5 пороков команды»
В 2005 году эксперт по организационному здоровью Патрик Ленсиони выпустил книгу «5 пороков команды», в которой описал дисфункциональное поведение коллективов. Модель позволяет понять, какое поведение сотрудников может нанести серьезный ущерб результатам работы:
Отсутствие доверия
Этот порок проявляется так: люди не признают своих ошибок и редко критикуют работу других, стараются не высказывать мнение. Не просят о помощи и не предлагают ее другим. Выбирают подход «каждый сам за себя».
Чтобы избавиться от этой дисфункции, Патрик Ленсиони предлагает ввести практику обратной связи, встречи для знакомства с членами команды как с личностями (разговоры о хобби, детях, интересах). Также он предлагает проводить больше совместных нерабочих или околорабочих мероприятий, например, совместные спортивные занятия.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Страх перед конфликтами
Сотрудники боятся высказывать свое мнение, предпочитая отмалчиваться, или обсуждают проблему в кулуарах. Для устранения этой проблемы Ленсиони рекомендует две практики. Первая: «Проводник», когда из команды случайно выбирают человека, который должен найти скрытые разногласия и озвучить их. Вторая: модерация дискуссий по актуальным проблемам и напоминание членам команды, что в конфликтах нет ничего страшного.
Нехватка обязательств
Проявляется в виде того, что команда не может принять решение, а если принимает, то не берет на себя ответственность за него. Сотрудники готовы неделями обсуждать цели, но так ничего и не решить. Одними из решений этой проблемы Ленсиони видит в том, чтобы намеренно приучать команду к риску и ставить дедлайны по принятию решений.
Нетребовательность
Сотрудники работают по принципу «и так сойдет». Не предъявляют требований к работе других членов команды и к себе. Справиться с этим, по мнению автора, помогает отказ от личных вознаграждений сотрудников и переход к премиям за работу команды, информирование об общих целях и стандартах работы.
Безразличие к результату
На этой стадии сотрудников вообще не волнует результат работы команды. Они делают свой минимум задач и заботятся только о своей карьере и благополучии. Ленсиони рекомендует избавиться от этого порока через широкое информирование о целях и привязку своей финансовой мотивации к достижениям команды.
Модель Патрика Ленсиони можно представить в виде пирамиды. Избавляться от каждого порока нужно снизу вверх.
Что в итоге
Три модели организации работы в командах можно и нужно применять на практике:
-
Методика Адизеса поможет разобраться, каких сотрудников вам не хватает в команде.
-
С помощью модели Такмена вы сможете скорректировать свое поведение как руководителя в зависимости от того, на какой стадии развития находится ваша команда.
-
А понимая, какие пороки есть у команды, вы сможете их предотвратить. В этом вам поможет модель Ленсиони.