8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
От цифровизации к цифровой трансформации: путь современной компании

От цифровизации к цифровой трансформации: путь современной компании

Директор по цифровой трансформации РШУ Олег Седов — об основных процессах, важности их воплощения в обучении и примерах реализации в Русской Школе Управления.
1057

Понятия цифровизации и цифровой трансформации обучения пока что путают между собой. Из-за этого может возникать недопонимание устройства учебного процесса и гипертрофированные ожидания у его участников. В этой статье разберемся, в чем различия между этими понятиями, и посмотрим на примере Русской Школы Управления, как происходит эта трансформация.

Определение и признаки цифровизации процесса обучения

Цифровизация и цифровая трансформация

Пройти путь к цифровизации: пример РШУ

Робот и человек: будет ли один победитель

Определение и признаки цифровизации процесса обучения

Цифровизация процесса обучения — это использование цифровых инструментов и инновационных технологий в организации и поддержке процесса передачи знаний от носителя к пользователю с целью достижения последним прогнозируемого образовательного результата. Это понятие чаще всего путают с онлайн-образованием, но оно гораздо шире, так как затрагивает все бизнес-процессы образовательного проекта или платформы.

Главными признаками высокого уровня цифровизации компании и принадлежности ее рынку EdTech являются:

  • Высокий уровень компетенций и навыков сотрудников при использовании ими в работе цифрового инструментария.

  • Умение компании управлять техническим долгом, то есть плановой переработкой кода с целью его улучшения.

  • Наличие системы корректной агрегации данных.

  • Правильно спроектированная архитектура обмена данными между модулями корпоративной системы.

  • Наличие цифровых сервисов управления бизнес-процессами компании.

  • Высокая степень защиты персональных данных.

  • Поддержка системой высокой нагрузки.

  • Облачное хранилище данных.

  • Наличие системы управления компанией на основе анализа данных.

  • Наличие омниканальной системы коммуникации с клиентами.

  • Наличие системы аналитики и визуализации данных.

Как видно из этого списка, цифровизация помогает организации наращивать свое присутствие в виртуальной и реальной жизни ее клиентов и пользователей. При этом остается еще один актуальный вопрос, который мы рассмотрим дальше.

Цифровизация и цифровая трансформация

Эти понятия следует четко разграничивать, что дальше будет сделано на примере РШУ. Я проиллюстрирую каждое цитатами. Первая — про настоящее Русской Школы Управления, вторая — про будущее.

«Чтобы стоять на месте, нужно бежать, а вот чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее».

Это парадоксальное высказывание математика Льюиса Кэрролла как нельзя лучше иллюстрирует понятие цифровизации, ведь это реинжиниринг бизнес-процессов компании, их ускорение, с целью увеличения выручки и снижения издержек. Как следствие, увеличения прибыли, дальнейшего развития и опережения конкурентов.

Главным преимуществом цифровизации образования для клиентов в наше время становится удобство сервиса и быстрая доставка образовательного продукта пользователю, который поможет ему решить любую бизнес-задачу. Вторым преимуществом является возможность учиться в любое удобное время, с любого носителя, в любом удобном формате — синхронном, асинхронном и очном. В сервисе РШУ реализованы все эти возможности.

 «Пусть человек всегда будет гибок, как тростник, а не тверд, как кедр».

Эта древнееврейская мудрость вполне применима не только к человеку, но и к плодам рук его, то есть к бизнесу. Цифровая трансформация делает последний гибким, способным в нестабильной рыночной ситуации оперативно изменить свою бизнес-модель и выйти на новые рынки сбыта, получить дополнительные источники дохода.

Изменение бизнес-модели и создание новой ценности для клиентов становятся возможными благодаря цифровой трансформации. Русской Школе Управления она дает много возможностей для диверсификации своей бизнес-модели:

  • Платформа-агрегатор по доставке знания от экспертов по требованию клиента.

  • Платформа с доступом к базе знаний по подписке.

  • Платформа с проектированием индивидуального трека обучения по заказу клиента.

Идей много. От их реализации в первую очередь выиграет пользователь. Он главный выгодоприобретатель цифровой трансформации. Помним: когда выигрывает пользователь, неизбежно выигрывает бизнес.

Далее посмотрим, как эти понятия внедряются в реальности.

Пройти путь к цифровизации: пример РШУ

Решение о запуске проекта цифровой трансформации бизнеса Русской Школы Управления было принято собственником компании Анастасией Николаевной Боровской в августе 2022 года. Одной из причин стали последствия пандемии коронавируса, когда пришлось спешно перестраивать свои бизнес-процессы, чтобы обеспечить потребности клиентов, среди которых много крупных государственных компаний, в качественном цифровом клиентском сервисе, но с обязательным сохранением традиций классического бизнес-образования, у истоков которого стояла РШУ.

Нашими постоянными клиентами являются крупные компании — представители строительного, нефтегазового, сельскохозяйственного и других секторов экономики Российской Федерации. Их привлекает в первую очередь качество образовательных программ и возможность выстроить программу по запросу клиента под любые задачи бизнеса.

Спектр востребованных образовательных программ достаточно широк, так как в основе всех треков обучения лежит, разработанная методистами Русской Школы Управления, матрица образовательных модулей, из которых можно составить любую программу: от управления финансами до управления клиентами и персоналом. Фактически программы охватывают все бизнес-задачи, которые требуется решить в своей повседневной практике заказчику.

Основу матрицы составляют более 200 модулей, которые можно компоновать в зависимости от запроса клиента в индивидуальный трек обучения. При этом клиентам через платформу РШУ доступно более 1000 готовых курсов и программ, включая MBA.

Сейчас в Русской Школе Управления оцифрованы практически все ключевые бизнес-процессы:

  1. В первую очередь изменения коснулись сфер маркетинга, продаж и сопровождения процесса обучения.

  2. Системы управления клиентами (CRM) и процессом обучения (LMS) — кастомные, то есть код был разработан по техническому заданию РШУ и является уникальным.

  3. За аналитику отвечает интегрированный в корпоративную систему сервис Roistat.

  4. Весь трафик сайта Русской Школы Управления был переразмечен, чтобы добиться корректной агрегации данных по каждому клиенту Школы. Мы знаем о нашем клиенте практически все и детально анализируем его пользовательский опыт.

  5. С мая 2023 года была запущена большая программа разработки и интеграции роботов, которые станут помогать сотрудникам департаментов маркетинга, продаж и сопровождения работать с клиентами. Это означает, что мы создадим успешный микс из живых людей и роботов для работы с клиентами, таким образом ускорив наши бизнес-процессы с сохранением искренней человеческой дружелюбности.

Результаты говорят сами за себя — главным следствием всех процессов цифровизации является устойчивый рост выручки компании.

Робот и человек: будет ли один победитель

Мы живем в эпоху скачкообразного развития нейросетей. Это и возможности, но и угрозы одновременно. Эти изменения коснутся всей сферы образования. Уже сейчас искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы знаний в любой области и выдавать человеку нужный результат в сжатом и удобном для использования виде. Нейросеть может помочь человеку «собрать» курс — оператор, который умеет правильно сформулировать запрос к ИИ, то есть написать промт, может заменить многие профессии в сфере EdTech.

Таким образом, тренд на снижение роли человека в процессе обучения и замене его на искусственный интеллект неизбежен. Но при этом ничто не заменит главную способность человека к эмпатии и творчеству. Искусственный интеллект трудно будет превзойти в создании формы, но содержание образовательного контента останется за человеком, потому что любое знание основывается на эмпирическом опыте, который передается от человека к человеку. Машина может помочь только сохранить это знание в нужной и удобной форме и сделать способы доставки контента более быстрыми.

Этот тренд будет нарастать до тех пор, пока мозг человека через нейроинтерфейс не окажется напрямую подключен к машине, то есть произойдет синергия возможностей мозга человека и машины, помноженная на скорость обработки машиной больших объемов информации в кратчайшую единицу времени. Это слияние, особенно с квантовыми компьютерами, создаст новый тип человека, который будет получать любой объем нужной информации в моменте и использовать ее для дальнейшей эволюции рода человеческого. Но свое главное отличие от машины человек сохранит, так как будет «собирать знание учением, а в познаваемое проникать сомнением».


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!