7 февраля в России по инициативе Русской Школы Управления ежегодно отмечается День российского бизнес-образования. Директор РШУ Анастасия Боровская рассказывает, как пришла идея создания этого профессионального праздника и что сейчас происходит на рынке делового обучения.
Как создавался День российского бизнес-образования
Русская Школа Управления выступила с инициативой создания праздника в 2017 году и с тех пор он активно поддерживается сообществом профессионалов в сфере делового обучения. День российского бизнес-образования призван напомнить, что учится никогда не поздно и что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя.
К празднованию уже присоединилась Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), крупные федеральные бизнес-школы, региональные учебные центры и органы муниципального управления. Теперь не только мы, но и они проводят профессиональные мероприятия, приуроченные к празднику, и приглашают нас в качестве участников.
Дата праздника выбрана неслучайно. Именно в начале февраля начинается активный деловой сезон. Компании, подведя итоги прошлого года, строят планы на будущее и обращаются в бизнес-школы, чтобы оптимизировать работу по проблемным направлениям. Поэтому 7 февраля — эта лучшая дата, чтобы напомнить о важности своевременного обучения.
РШУ на рынке делового обучения почти 18 лет, и мы знаем, как важно продвигать качественное и действительно полезное образование. Профессиональный праздник помогает нам обсуждать с коллегами важные вопросы, делиться опытом и находить решения для сложных задач. Это событие объединяет представителей рынка и позволяет взглянуть на образование под новым углом.
В чем особенности российского рынка бизнес-образования
Российский бизнес развивается не так, как американский или европейский. Многие процессы у нас пока не дошли до применения на практике, а если и дошли, то работают по-другому. И, конечно, бизнес-методики, которые дают учебные центры не могут быть калькой западных книжек.
В этом и есть главная особенность российского бизнес-образования. В отличие от западного рынка, у нас мало настоящих гуру менеджмента, управления персоналом или личной эффективности. А те идеи, которые предлагают Адизес, Кови или Трейси, требуют серьезной переработки под реалии российского бизнеса.
Российское бизнес-образование идет своим путем. Этот путь долгий и сложный, но крайне важный. Мы из плановой готовой экономики бросились в предпринимательство, и уровень бизнес-образованности в России был равен нулю. За 20-30 лет пришлось наверстать все то, что в других странах развивалось и создавалось десятилетиями. Конечно, мы берем базис и знания прозападного образца, но получаем собственный опыт — учимся на практике. Уже сейчас есть некий накопленный опыт, который мы трансформируем на знания. Это и есть самое ценное. Теперь перед российским рынком бизнес-образования стоит новая задача — надо научиться грамотно передавать эти знания.
Учебные центры проделывают большую работу, разрабатывая программы, которые гарантированно будут работать в России. И это доступно только крупным бизнес-школам с большим пулом преподавателей-практиков.
Что ждет рынок в ближайшем будущем
Главными трендами нескольких последних лет являются цифровизация, развитие soft skills (гибких, или мягких навыков) и работа с большими объемами данных. Кардинально ситуация не поменяется. Именно эти два тренда продолжат стимулировать развитие рынка.
Использование высоких технологий в обучении
Цифровизация — это в первую очередь развитие дистанционных платформ обучения, появление новых онлайн-форматов, использование VR-технологий в обучении и участие искусственного интеллекта в образовательном процессе.
Однако это не значит, что обучение в аудитории скоро отойдет на второй план. Наши опросы показывают, что большинство россиян по-прежнему предпочитают учиться в очном формате. Аудитория становится моложе, и обучение все чаще проходит онлайн или даже через приложение в смартфоне. Но опыт, который передается из уст в уста, все еще очень ценен.
Читайте также: 8 трендов бизнес-образования в эпоху цифровой трансформацииФокус на развитие soft skills
Soft skills — это навыки, не связанные напрямую с профессией. Они помогают работать более эффективно, по максимуму использовать свои возможности и добиваться решения задач нестандартными способами. Это может быть ведение переговоров, тайм-менеджмент, постановка задач, креативность или развитие эмоционального интеллекта.
Такой интерес к гибким (или мягким) навыкам обусловлен трендом на автоматизацию и цифровизацию бизнеса. Компании хотят максимально оптимизировать стандартные процессы, исключив из них человеческий фактор. А единственное, что пока невозможно автоматизировать, — это процессы, связанные с креативностью. Человека не заменить там, где нужны нестандартные решения и прямое общение с клиентами или партнерами. Поэтому главным конкурентным преимуществом в борьбе за рабочие места становятся именно soft skills.
Работа с большими объемами информации и Big Data
Любая информация перед нами сейчас 24 часа в сутки и в свободном доступе. Но получать нужные данные из этого огромного объема и обрабатывать их — это отдельный навык, который необходимо формировать.
Нужно знать технологии, осваивать техники, подбирать арсенал инструментов, которые можно использовать в конкретном случае. Собранная информация должна быть правильно отработана, чтобы принести пользу ее владельцу. Выражение «Кто владеет информацией — тот владеет миром», сказанное Натаном Ротшильдом, сейчас приобретает особый смысл. Сегодня его можно трансформировать на иной лад: «Кто умеет собирать нужную информацию — у того безграничные перспективы».
Читайте также: 10 «мягких» навыков для повышения по службеКак Русская Школа Управления реагирует на изменения рынка
РШУ постоянно отслеживает тенденции и российского, и западного рынка бизнес-образования. Ежегодно мы с коллегами собираемся на образовательной конференции, где обсуждаем существующие тренды, возникающие проблемы и новые проекты. Все это становится базой для проведения внутренних изменений.
Мы регулярно:- Обновляем содержания программ обучения, ориентируясь на изменения в конкретных сферах деятельности.
- Запускаем новые курсы на актуальные для бизнеса темы.
- Делаем кросс-тематические коллаборации (смешиваем темы для разных целевых аудиторий). Например, приглашаем ИТ-специалиста, который рассказывает кадровику о трансформации кадрового учета, или специалиста по безопасности для обучения профессионалов из финансового сектора.
- Используем смешанные форматы: когда можно учиться и очно, и через онлайн-трансляции, и на дистанционных курсах.
- Отбираем новых преподавателей с интересным опытом и свежими идеями.
- Открываем новые представительства и развиваем партнерскую сеть РШУ в разных уголках страны.
Русская Школа Управления продолжает расти и развиваться вместе с вами. Мы благодарим вас за доверие и будем рады новым встречам в наших аудиториях!
С праздником!