Технология Learning Journey Map (карта пути обучения, LJM) нужна для создания качественных образовательных продуктов. Это дорожная карта, по которой участник обучения движется к цели. LJM как инструмент помогает сделать востребованный курс, наполнить его теорией и практикой, которые нужны учащемуся. Рассказываем, как использовать LJM и зачем она нужна маркетологам и менеджерам по продукту.
Когда эксперт делает образовательный курс, он структурирует собственные и чужие знания, разрабатывает практические задания, основываясь на педагогических навыках. Проблема в том, что на программу обучения и весь курс в целом он смотрит только со своей точки зрения. Другими словами, курс может быть содержательным, но отдачи от него не будет, если на занятия придут неподготовленные студенты и им не будет хватать каких-то знаний, чтобы усвоить материал.
Или другой пример: студенты настроились на размеренное получение знаний после работы, а эксперт слишком ответственно подошел к разработке программы и внедрил в нее десятки практических занятий. Казалось бы, больше навыков и знаний за те же деньги — это хорошо. Но на деле студенты приходили на занятия уставшими и просто не успевали понять и усвоить все, что предлагал эксперт.
Решить эти и аналогичные проблемы поможет инструмент Learning Journey Map. Это продуктовый подход к разработке и аудиту курсов, при котором вы создаете дорожную карту образовательного маршрута. Проще говоря, это путь, который проходит студент с вашим курсом.
Разработка LJM начинается задолго до старта обучения, первый этап — возникновение потребности в обучении. Конец LJM наступает в момент повторного обращения в образовательную организацию, например, для покупки расширенного курса или дополнительного повышения квалификации.
LJM выглядит как разветвленная цепочка последовательных действий, которые предпринимает студент. Обычно карту составляют в сервисах для создания mindmaps или таблицах, но можно использовать и обычный лист ватмана, а рисовать карандашом.
LJM — это образовательный путь с точки зрения учащегосяКакие проблемы решает LJM
Образовательную карту обычно составляют для решения сразу нескольких проблем:
Понять потребности студента. С помощью карты менеджер курса, методисты и преподаватели разбираются в желаниях и проблемах клиента. Например, можно понять, зачем студент покупает курс, и составить программу уроков исходя из его потребностей.
Решить, кому продавать курс. LJM помогает точнее определить целевую аудиторию проекта. Если разработчики курса не гонятся за прибылью, а нацелены на эффективный результат, они не будут продавать уроки кому угодно. Намного выгоднее определить уровень знаний и опыт, который необходим студенту для старта обучения, и акцентировать это в описании продукта. То есть, продаем курс только тем, кому он пригодится.
Найти недостатки. Когда менеджер проходит путь студента, он лучше понимает, где у потенциального клиента могут возникнуть сложности. Например, можно выявить проблемы с обратной связью — окажется, что ее мало для конкретной программы, или она настроена недостаточно удобно. И исправить ошибки еще до массового запуска курса.
Управлять сложностью курса. Чтобы программа получилась эффективной, ее сложность должна быть плавающей, как синусоида: постепенно повышаться, затем понижаться, снова расти, только уже немного больше. Такая структура позволит усилить когнитивную нагрузку на студента и помочь ему учиться спокойно, но продуктивно.
С помощью LJM менеджер курса поймет, какие действия и на каком этапе будет предпринимать студент, какие знания и навыки ему нужны для этого, к какому конкретному результату стремится ученик, какое обучение пригодится ему после окончания этого курса.
Из чего состоит LJM
Процесс разработки любого курса можно разделить на четыре универсальные стадии: подготовка, непосредственно обучение, отработка навыка и знаний, возвращение к материалам курса по время работы.
Для LJM лучше разложить все этапы на составляющие, дополнить их маркетинговыми мероприятиями. Каждый этап состоит из множества событий, которые отмечают в mindmap.
-
Знакомство с курсом. Как студент узнает о возможности обучения, какую информацию получает.
-
Принятие решения. На основе каких данных он принимает решение, сколько раз вы «контактируете» с клиентом до подписания договора. Сюда входит маркетинговая коммуникация, проведение тестовых вебинаров, чтение студентом блога образовательной компании и другие способы рассказать ему о курсе и его содержании.
-
Начало занятий. Как слушатели стартуют, как вы помогаете им избежать прокрастинации.
-
Получение теоретических знаний. Когда участник обучения знакомится с лекциями и дополнительными материалами, в каком виде и на каком этапе он получает информацию.
-
Отработка навыков. Какие задания и когда студенты выполняют.
-
Проверка знаний участников обучения. Как вы получаете подтверждение, что клиент добился желаемого результата? В видеокурсах этот этап часто пропускают, в полноценных программах проводят тестирования, беседы с куратором или преподавателем.
-
Организационные моменты. В этом блоке нужно предусмотреть все, что нужно для обучения: как клиент получает доступ к программе, какие ресурсы ему нужны, где он их может взять. Например, отправка методических материалов или помощь с установкой сервиса для обучения.
-
Коммуникации. Особенно важный блок для онлайн-курсов, где обучение обычно проходит индивидуально, с помощью материалов для самостоятельного обучения. Нужно указать на карте, в каких ключевых точках обучения студент встречается с куратором, когда может задать вопросы.
-
Дополнительная поддержка. Это мероприятия, не имеющие прямого отношения к обучению, но полезные для студента. Разработчики курса могут проводить регулярные встречи с участниками обучения уже после окончания программы, например, сделать конференцию выпускников MBA для знакомства и нетворкинга.
-
Продолжение обучения. Это блок событий, которые помогают понять, какой еще курс лучше предложить клиенту. Например, если он следует концепции постоянного совершенствования личных и профессиональных навыков и хочет постоянно учиться.
Не нужно обязательно использовать все этапы из этого перечня. Например, если вы проводите офлайн-курс, то нет смысла прописывать отдельные блоки коммуникаций со студентом — любые вопросы клиент может задать сразу после лекции. И наоборот, если обучение подразумевает только записанные заранее видео, лучше предусмотреть несколько общих или индивидуальных встреч с куратором и экспертами.
Виды образовательных карт
Существует несколько разновидностей LJM, но принципиальной разницы между ними нет, каждая разрабатывается для лучшего понимания потребностей участников обучения:
-
Карта существующего проекта — нужно исследовать опыт слушателей курса, который уже есть. Такая карта дает самые точные результаты.
-
Карта будущего курса — ее составляют на основе бесед и тестирования потенциальной аудитории.
-
Идеальная карта обучения — это описание лучшего результата, которого хотите достигнуть. Ее можно взять за основу при разработке будущего курса и постепенно менять, исходя из накопленных данных об обучении слушателей.
-
Дополненная LJM — в этой карте менеджер изучает путь участника обучения внутри курса и до начала обучения. Нужно разобраться, как слушатель принимает решение о покупке, зачем ему это нужно, какие препятствия преодолевает, чтобы начать и выработать привычку учиться.
Какую из этих карт разрабатывать, вы решите в зависимости от своих целей. Если нужно улучшить показатель COR (Completion Rate, доходимость курса до конца), можно не тратить ресурсы для создания большой LJM и сосредоточиться на обычной карте существующего проекта, анализируя данные, получаемые от действующих слушателей. А если стремитесь усилить продажи, придется делать дополненную карту пути обучения.
Алгоритм создания карты образовательного пути
Процесс формирования LJM состоит из нескольких шагов.
Определите, зачем и для кого вы это делаете. Нужно понять, чего конкретно вы хотите добиться при помощи карты, ведь охватить все и сразу невозможно. От цели зависит, какое исследование вы будете проводить и какие вопросы задавать студентам. Позаботьтесь о верной формулировке цели, нужно, чтобы она была конкретной. Просто «сделать курс лучше» — звучит слишком абстрактно. Вместо этого используйте измеримые понятия, например, «улучшить удовлетворенность курсом» или «повысить доходимость студентов до конца».
Составьте условный портрет вашего клиента. Это перечень социальных, демографических и психологических характеристик. Уточните возраст и профессию клиента, его цели и интересы, уровень образования — все это поможет разобраться, что хочет студент от вашего курса и как он принимает решение о его покупке. Полезно будет проанализировать страхи и ожидания клиента, узнать, между какими курсами и формами обучения он выбирает.
Обычно у любого курса будет несколько типичных потребителей — для каждого из них нужно составить свой портрет, потому что эти люди принимают решения и учатся по-разному. На этом этапе вы уже получите полезную информацию — если разница между портретами большая, возможно, придется принять решение и сделать не один курс, а два, сформировав их для разных целевых аудиторий.
Информацию о характеристиках можно получить с помощью анализа и опросов действующих клиентов. Или, если курс только формируется, сформулировать гипотезу и попробовать ее опровергнуть или подтвердить.
Детализируйте карту. Детализация карты зависит от того, сколько ресурсов и времени вы готовы потратить на ее составление. Можно использовать абстрактные блоки вроде «теоретический курс №1», а можно подробно изучить содержание каждого урока и сделать обширную и подробную поэтапную карту. Как правило, чем подробнее, тем больше результата вы получите на этапе изучения, но и данных придется собирать намного больше.
Оцените действия студентов и их опыт. Вам нужно провести исследование получившейся дорожной карты, найти в ней проблемные точки и понять, как их исправить. Как именно собирать данные, зависит от ситуации — можно провести интервью с действующими слушателями, поговорить с потенциальными клиентами, пройти карту обучения самостоятельно.
Нужно оценивать не только сам процесс обучения, но и эмоции, которые испытывает студент, сталкиваясь с той или иной проблемой. В результате у вас должен получиться список барьеров и ошибок, которые мешают участникам обучения. Учитывайте в первую очередь факторы, которые не дают:
-
Принять решение о старте обучения.
-
Продуктивно пройти весь образовательный путь.
-
Продолжить обучение на следующем курсе.
LJM следует периодически обновлять. Получившийся перечень ошибок и барьеров, которые мешают студенту учиться, стоит рассматривать как руководство к действию: подготовить список приоритетов и распределить между специалистами в команде.
Когда ошибки исправлены, повторите исследование — нужно убедиться, что проблемы исчезли и студентам ничто не мешает.
Коротко: что такое LJM и зачем она нужна
-
LJM — это образовательный путь с точки зрения учащегося. Выглядит как mindmap, карта, на которой последовательно изображены все этапы прохождения курса. Лучше сделать детализированную карту, с глубокой проработкой каждого этапа. И учитывать коммуникации со студентом еще до покупки им курса.
-
Карту составляют как для уже работающего курса, так и во время разработки нового. Главное, найти релевантные данные для исследования – сформулировать портрет целевой аудитории, провести интервью, самостоятельно пройти путь студента.
-
После исследования вы получите список барьеров, которые мешают слушателю быстро и эффективно учиться. Исправьте их, внесите изменения в программу, подождите немного и изучите соберите обратную связь у студентов еще раз.