8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как из рядового сотрудника сделать успешного руководителя

Как из рядового сотрудника сделать успешного руководителя

Разглядеть задатки лидера в линейном работнике и подготовить его к выполнению управленческих функций
4670

У идеи продвигать сотрудников по карьерной лестнице есть преимущества: так можно получить руководителя, который не просто знает свое дело, но и понимает специфику конкретной организации, что позволяет ему сэкономить много времени и ресурсов. Поэтому развитие сильных сторон своих сотрудников и перемещение их на руководящие должности — правильный подход к работе с командой.

Подводные камни карьерного роста

Признаки будущего лидера в сотруднике

Кто точно не станет лидером

Как подготовить сотрудника к руководящей должности

Подводные камни карьерного роста

Тем не менее, далеко не каждый профессионал способен стать управленцем. Помимо соответствующих навыков и опыта, кандидат в руководители должен обладать и задатками лидера, ведь ему предстоит решать множество организационных вопросов, стать вдохновляющим примером для коллег и научиться мотивировать свою команду.

Не все квалифицированные исполнители морально готовы к новой роли. Неверно выбранный кандидат может наделать ошибок, настроить против себя коллектив и выгореть. Поэтому, подбирая сотрудника на должность руководителя, необходимо оценивать не только его экспертность, но и потенциал в сфере эффективного менеджмента.

Признаки будущего лидера в сотруднике

В августе 2022 года исследовательский центр портала Superjob.ru провел открытый опрос среди 500 менеджеров (топ и мидл-уровня) из всех округов страны. Их попросили назвать признаки, по которым в коллективе можно выявить будущего руководителя.

  • Лишь 10% отметили профессионализм как обязательный признак.

  • На первое место респонденты поставили целеустремленность. Это качество считают необходимым 29% действующих руководителей.

  • Далее последовали интеллект — 25%.

  • Готовность к постоянному обучению — 21%.

  • Ответственность — 16%.

К характеристикам, необходимым для успешного управления, стоит также добавить лояльность организации, вовлеченность и инициативность. Поскольку лидер — это тот, за кем следует команда, нужно, чтобы он транслировал заинтересованность в достижении поставленных целей.

Американский консультант по вопросам успешного руководства Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» сказал: «Проявлять инициативу не означает быть назойливым, бесцеремонным или агрессивным. Это означает осознавать свою ответственность за то, чтобы события развивались определенным образом». А ответственность — это одно из бесспорных качеств лидера.

Еще одно важное достоинство, которым желательно обладать руководителю, — харизма. Вот что говорит о ней в книге «Харизма лидера» российский бизнес-тренер и специалист по лидерству Радислав Гандапас: «Харизма — это и имидж, и свойства личности, и модель коммуникации, и элемент мистики, загадки, мифа. И главное не в том, из чего она состоит, а для чего она нужна. Ответ обманчиво простой: предназначение харизмы, ее функция — это влияние на людей».

Харизма, а значит и способность управлять коллективом, напрямую зависит от коммуникативных навыков, потому что руководство людьми — это прежде всего общение. То, насколько уверенно и корректно человек выстраивает свои коммуникации, влияет на его авторитет и способность договариваться.

Не обязательно, чтобы кандидат в руководители изначально обладал развитыми качествами, указанными выше. Достаточно, если у него есть соответствующий потенциал, который можно раскрыть и развить. Выявить возможного лидера можно, воспользовавшись советом американского психолога и психиатра Эрика Берна, автора книги «Лидер и группа»:

  1. Нужно некоторое время понаблюдать за коллективом и определить, с кем из сотрудников регулярно взаимодействует большая часть группы.

  2. Тот, кто постоянно коммуницирует с окружающими, способен устанавливать неформальные правила и вносит предложения, с которыми соглашается большинство, по сути, уже исполняет часть руководящих функций.

Кто точно не станет лидером

Как уже отмечалось выше, не каждый хороший профессионал способен стать успешным руководителем. Повышение в должности не стоит предлагать сотрудникам, обладающим следующими признаками.

  • Токсичность в общении. Человек, который нарушает границы, манипулирует и играет на чужих чувствах, с большой долей вероятности станет руководителем-тираном. Свое положение он будет использовать для самоутверждения, выводя интересы компании на задний план или даже жертвуя ими ради повышения ощущения собственной значимости.

  • Излишний перфекционизм. Назначение на руководящую должность человека, который стремится делать свою работу идеально, может показаться хорошей идеей. Однако, если сотрудник страдает от излишнего перфекционизма, он способен отказаться от выполнения задачи, которая покажется ему слишком сложной, или сорвать сроки, пытаясь довести работу до совершенства. От такого руководителя можно ожидать избыточного контроля и публичной критики, что приводит к снижению мотивации персонала.

  • Неумение работать в команде и делегировать. Руководство должно быть обоснованным. Навязывание своего видения может восприниматься как вторжение в чужую область деятельности и попытка поставить экспертность под сомнение. Неумение грамотно распределять обязанности приводит к нерациональному использованию человеческого капитала компании и тормозит ее рост.

  • Самонадеянность. Инициативность хороша лишь при условии, что соблюдаются установленные правила и процедуры компании. Если сотрудник проявляет излишнюю самонадеянность, есть риск, что его действия приведут к срыву планов.

Наличие этих качеств — веская причина не назначать работника на руководящую должность. Однако хорошим вариантом для него может стать горизонтальный рост, при котором работодатель обеспечивает условия для совершенствования имеющихся навыков и повышения экспертности, либо приобретения дополнительных смежных компетенций и расширения области деятельности.

Как подготовить сотрудника к руководящей должности

Автор бестселлера «Думай и богатей» Наполеон Хилл отметил: «Истина без преувеличения состоит в том, что вы можете лучше и быстрее всего добиться успеха, помогая добиться успеха другим».

После того, как выбор сделан, не стоит сразу сажать сотрудника в кресло руководителя. Для успешного погружения в новую рабочую среду необходимы время и обучение. Ключевую роль в обучении играет наставничество со стороны топ-менеджмента компании.

  1. Чтобы новый руководитель смог в дальнейшем раскрыть свой лидерский потенциал, на первом этапе нужно поделиться с ним опытом. От этого выиграет как он сам, так и сотрудники, с которыми он будет взаимодействовать, и компания в целом.

  2. Вторым важным моментом, помогающим будущему начальнику адаптироваться, является возможность осваивать и развивать навыки лидера. Например, чтобы улучшить способность успешно коммуницировать, можно предоставить возможность пройти специализированные курсы, основанные на принципах социальной психологии.

  3. Для будущего руководителя крайне важно получить свободный доступ к знаниям. Это может быть как приобретение инфопродуктов на сторонних EdTech-платформах, так и организация собственного обучающего центра на базе компании. Например, сотрудникам офиса Google, расположенного в Онтарио, обеспечен доступ в библиотеку, состоящую из более чем четырех тысяч печатных изданий и еще большего количества цифровых.

  4. Еще одним фактором успешной переквалификации рядового сотрудника в руководителя является время, отведенное на освоение новой роли. Не стоит ждать высокой продуктивности с первых же дней. Лучше определить период, который будет использован для выстраивания взаимоотношений с подчиненными, взаимной адаптации и формирования долгосрочной стратегии работы команды.

Хороший руководитель является авторитетом, пользуется уважением и вдохновляет работников на труд во благо компании. Чтобы найти такого руководителя среди сотрудников, необходимо провести тщательный анализ и отбор, отдав предпочтение тому, кто обладает задатками лидера.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Когда мы позволяем ему погрузиться в опыт топ-менеджеров организации, обеспечиваем возможность дополнить и усовершенствовать необходимые навыки, даем время на адаптацию, мы можем получить преданного руководителя, который будет воспринимать цели и ценности компании как свои собственные и будет транслировать это восприятие своим подчиненным.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!