
По инициативе Русской Школы Управления ежегодно 7 февраля отраслевое сообщество отмечает День российского бизнес-образования. В 2017 году мы предложили этот праздник, который призван напомнить, что учиться никогда не поздно и что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя.
Каждый год к празднованию присоединяются ведущие организации в сфере бизнес-образования: Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), крупные федеральные бизнес-школы, региональные учебные центры и муниципальные органы управления. Они проводят тематические мероприятия, посвященные этой дате.
Выбор 7 февраля неслучаен: начало февраля знаменует старт активного делового сезона, компании подводят итоги прошлого года, определяют приоритеты на будущее и часто обращаются в бизнес-школы для решения актуальных задач. Именно поэтому дата стала идеальным поводом напомнить о важности непрерывного обучения и своевременного повышения квалификации.
Сегодня российское бизнес-образование соответствует мировым стандартам, объединяя традиции и современные тренды. Более сотни бизнес-школ и факультетов готовят специалистов, способных развивать экономику страны, а День российского бизнес-образования напоминает о важности непрерывного обучения и вложений в развитие сотрудников. Мы поговорили с нашими преподавателями и попросили их вспомнить, каким был рынок бизнес-образования, когда они пришли в отрасль, каким они видят его сейчас и чего ждут от него в будущем.
Анастасия Боровская, директор РШУ
20 лет назад рынок бизнес-образования был ярким, эмоциональным и во многом ориентированным на харизматичных и эксцентричных тренеров. Тогда ценился эффект «вау» — тренеры использовали нестандартные методы, удивляли аудиторию, создавали шоу. Обучение строилось вокруг семинаров и тренингов, которые воспринимались как нечто новое и захватывающее. Это был период активного интереса к обучению, когда участники стремились погрузиться в образовательный процесс, впитывая все новое.
Как менялся рынок и как под эти изменения подстраивалась РШУ
С развитием бизнеса требования к обучению стали выше и интереснее. Русская Школа Управления предложила новшество — директорский формат. Мы для себя определили, что любая директорская программа — это краткосрочное повышение квалификации, в рамках которого соблюдаются законодательные требования, методология и потребности рынка.
Мы понимали, что руководитель, директор должен обладать тремя основными блоками знаний:
-
Профессиональные навыки.
-
Личностные компетенции.
-
Управленческие компетенции.
Директорский курс отвечал именно этим требованиям.
Анастасия Боровская, директор РШУ
Одним из важных нововведений стало внедрение гибридной модели обучения. Мы предложили формат, где профессиональные знания изучаются отдельно: директора по финансам обучаются с финансистами, директора по персоналу — с HR и так далее. А управленческие компетенции изучают все вместе: бухгалтер, финансист, логист, маркетолог. Это позволяло обогащаться за счет обмена опытом, ведь маркетологи более креативные, финансисты структурированные, аналитики стратегические, и управленческие компетенции для всех этих категорий хорошо укладывались. Такой формат позволял делиться кейсами, моделями поведения, примерами, что действительно обогащало участников. Сегодня этот подход стал обычным форматом обучения.
Рынок продолжает развиваться, и сейчас мы говорим не только о разных уровнях компетенций, но и о форматах обучения: очное, онлайн, дистанционное (самостоятельное обучение). Будущее — за разнообразием. Мы видим развитие технологий, автоматизированных моделей, но лучший подход — это смешанный формат и сочетание разных взглядов и аудиторий.
Важно понимать, что мы обучаем взрослых людей. Мы даем модели, рассказываем, как может быть, но нет единственного правильного варианта. Любой руководитель пробует, использует разные гипотезы, анализирует результаты, корректирует действия. Чем больше вариантов он отрабатывает, тем точнее прогнозируемый результат.
О будущем
Я не люблю строить долгосрочные прогнозы. Если раньше стратегия строилась на 5—7 лет, тактика — в текущем режиме, а операционные процессы поддерживали работу, то сегодня стратегия — это год. Мы прописываем ее, думаем в рамках короткого периода, потому что объем информации и взаимодействий огромен.
Хочется, чтобы рынок бизнес-образования был не просто структурированным, а уверенно встроенным в развитие предпринимательства и бизнеса. Важно, чтобы предприниматели осознавали ценность обучения и понимали, что успешное ведение бизнеса строится на грамотных управленческих решениях..
Предпринимательству как таковому научиться нельзя — это стиль поведения, заложенный в человеке. Его можно развивать, но вот управленческим компетенциям научиться можно и нужно. Это то, что мы вкладываем в миссию школы: важно, чтобы каждое предприятие понимало ценность управленческих компетенций, развивало их, улучшало внутри своего бизнеса.
Ключевой подход — практико-ориентированное обучение, обмен мнениями, примерами, решениями. Чем больше управленцы будут учиться, тем качественнее будет бизнес и тем успешнее станет экономика страны.
Сергей Трушкин, преподаватель РШУ, разработчик программ цифровой трансформации, конструктор сложных социальных систем, оргдизайнер, инженер-системотехник
Я хотел бы увеличить отдачу инвестиций от обучения. Это можно сделать через эффективные инструменты внедрения изменений и новых знаний. Нужно применять дополнительные меры стимулирования и контроля. Я внедряю такие инструменты в свои программы. Ранее моими заказчиками были слушатели курсов. Теперь я вижу своими заказчиками предприятия, а слушатели — это посланники, через которых на предприятия передаются практики.
Алла Великанова, преподаватель РШУ, руководитель отдела обучения и развития персонала в крупной компании
Сегодня уже невозможно представить карьеру успешного человека без регулярного обучения. Мир быстро меняется, знания и навыки устаревают, и именно бизнес-образование помогает быть актуальным, современным и востребованным. Но так было не всегда.
Я пришла в сферу бизнес-образования чуть более 20 лет назад, когда подход к обучению был совсем другим. С одной стороны, оно было менее системным: то есть участники обучались нерегулярно, не следовали какому-то конкретному треку, с четким пониманием результата. С другой стороны, обучение чаще касалось повышения уровня знаний и развития непосредственно тех профессиональных навыков, которыми участник обучения пользуется в текущий момент, на актуальной позиции.
Офис РШУ на ВДНХ в Москве
Современный рынок бизнес-образования дает много возможностей как для профессионального развития здесь и сейчас, так и для глобального взгляда на свою карьеру и жизнь. Это достигается прежде всего за счет более широкого спектра программ, которые дают возможность не только быть в курсе современных тенденций, но и знакомиться с максимально практическими инструментами, применимых под потребности бизнеса.
Сейчас в палитре бизнес-образования есть разные форматы и подходы, позволяющие настроить максимально персонифицированный и удобный подход к любому участнику обучения. Кому-то удобнее обучаться в цифровом формате, сочетая синхронный и асинхронный формат, а кому-то важно только очное общение с преподавателем.
Что ждет рынок бизнес-образования
Если заглянуть в ближайшее будущее бизнес-образования, то мы увидим новые и интересные тенденции, которые будут продолжать менять подход к обучению взрослых людей.
Среди трех основных направлений уже четко видна дальнейшая автоматизация и использование искусственного интеллекта, продолжают набирать популярность короткие форматы, а также расширение тем и направлений бизнес-образования, среди которых мягкие навыки продолжают лидировать.
Бизнес-образование — это постоянно меняющийся и эволюционирующий организм, который гибко и оперативно подстраивается под внешние вызовы и задачи бизнеса.
Максим Котляренко, преподаватель РШУ, управляющий партнер и генеральный директор How to brain. Coaching&Consulting, основатель и генеральный директор компании «Стартап под ключ»
Я пришел в отрасль довольно давно, и рынок тогда был очень хаотичным, абсолютно несформированным. У участников обучения, как правило, не был четко сформированного запроса. Они зачастую приходили, чтобы поставить галочку: получить диплом или отчитаться перед работодателем. Многие шли учиться просто от нечего делать, чтобы развлечься.
Сейчас, как мне кажется, слушатели более сфокусированы, у них есть четко сформулированные запросы, они понимают, зачем они идут и что хотят получить на выходе. Кроме того, они стали более требовательными к наполнению программ.
Что происходит на рынке бизнес-образования
Последние несколько лет рынок бизнес-образования сильно меняется: слабые игроки уходят с рынка, а сильные остаются. И эта постоянная конкуренция приводит к повышению качества не только образовательного продукта, но и преподавания. Бизнес-школы, которые справились с этой конкурентной борьбой, уже четко определили для себя целевую аудиторию и адаптируют под нее свои программы. То есть каждый работает в своем сегменте.
Сотрудники РШУ
Что касается будущего рынка бизнес-образования, у меня исключительно оптимистичное видение. Слушатели будут становиться еще более требовательными, еще более сфокусированными на конкретных запросах. А значит, бизнес-школы должны будут автоматически повышать качество продукта и качество преподавания. И я считаю, что это абсолютно правильная и здоровая тенденция.
Олег Гамазин, преподаватель РШУ, бизнес-тренер для руководителей и собственников компаний, предприниматель с опытом более 20 лет управления бизнесом
Резюмирую несколько значимых изменений в запросах клиентов:
Значительно увеличилось количество запросов на темы по развитию мышления руководителей. Востребованы темы: стратегическое, системное, аналитическое, критическое и творческое мышление. Заказчики говорят, что, развивая умение мыслить у руководителей (в широком смысле), можно улучшить освоение любых важных знаний и навыков для бизнеса.
В последнее время заказчики предпочитают разбирать на практике конкретные ситуации из своего бизнеса, а не использовать для тренировки внешние примеры. Например, на тренинге по проведению совещаний и решению проблем заказчик предложил потренироваться решить проблему подписания документов не в срок. В итоге мы практиковались в планировании и организации совещания по решению предложенной проблемы с конкретными сотрудниками компании.
Олег Гамазин, преподаватель РШУ (по центру)
Акцент у заказчиков сдвигается с самого обучения (темы, практика) в сторону применения полученных знаний на практике. То есть клиенты формулируют задачу не «обучить», а «обеспечить применение полученных знаний и инструментов на практике». Для заказчиков важно, чтобы обучение повлияло на конкретные результаты бизнеса.
Довольно часто заказчики стали запрашивать сопровождение после тренинга. Им необходимо, чтобы тренер помогал руководителям осваивать изученные инструменты и развивать навыки, получая обратную связь. Клиентам важны форматы, частота, оперативность и качество взаимодействия с тренером по вопросам практики. А это означает, что бизнес-тренер должен проектировать процесс обучения с учетом поддержки участников в процессе изменений своего поведения на рабочем месте.
Отдельно хочу выделить вопрос тестирования. Регулярно стали обсуждать с клиентами тему входящего и выходящего тестирования. Заказчики начинают сами выставлять требование – это должно быть не подобие ЕГЭ, где необходимо выбрать правильный ответ, а полноценная оценка способности применять изученный профессиональный инструментарий на практике.
По результатам многих встреч с директорами, которые формируют запрос на обучение, могу сделать следующий вывод: у многих руководителей формируется убеждение, что повышение уровня знаний, навыков и компетенций ключевого персонала может быть конкурентным преимуществом и даже значимым активом компании. И это здорово!
Елизавета Ефремова, преподаватель МВА РШУ, организационный психолог, эксперт по обучению и развитию персонала, построению управленческих команд
С Русской Школой Управления я сотрудничаю с 2006 года. Это был мир, где производства стояли заброшенными, аэропорты выглядели обшарпанными, а гостиницы казались унылыми и запущенными – все было словно после разрухи. Помню улицу в Барнауле, застроенную полуразрушенными заводами…
Елизавета Ефремова, преподаватель РШУ
Но теперь все изменилось. Сейчас это совсем другие города, другая страна. Качество жизни стало другим: иные залы ожидания в аэропортах, современные жилые комплексы, новые производственные площади и офисы. Однако одно осталось неизменным – наши удивительные люди. Они экспериментируют, стремятся учиться, получают удовольствие от процесса. Они готовы перенимать лучшее у лучших, делиться своими знаниями. Теперь на занятиях нет необходимости говорить о Coca-Cola или Google – у нас достаточно собственных компаний, чей опыт хочется изучать.
Ольга Цаплина, преподаватель РШУ, эксперт по развитию управленческих навыков и бизнес-мышлению, организационный и карьерный консультант, руководитель компании
Я начала работать в этой сфере в начале 2000-х годов. В то время активно развивались корпоративные системы бизнес-образования, одну из которых я выстраивала и впоследствии возглавила. В этот период в профессиональных кругах мы дискутировали и писали статьи о различиях корпоративного учебного центра и корпоративного университета, рассматривали ключевые признаки и особенности. Такие явления, как корпоративная модель компетенций, системы оценки эффективности обучения только зарождались, набирали оборот и было здорово находиться в самом начале этого масштабного пути. Вспоминая это, чувствую, как мурашки бегут по коже: весь мир обучения перед тобой, и он такой масштабный, многогранный и захватывающий.
Встреча с преподавателями РШУ
Хочу отметить, что именно в этот период, при развитии внутрикорпоративных систем обучения, возросли требования к внешним провайдерам, бизнес-школам. Я считаю, эта здоровая конкуренция впоследствии сыграла большую роль в выходе бизнес-образования на новый уровень, так как образовательные организации, тренинговые центры, бизнес-школы должны были предложить компаниям нечто уникальное, сверхкачественное или масштабное, что точно бы было лучше и интереснее, чем могут предложить сами корпоративные системы образования. Сейчас эти отношения переросли в надежное партнерство, в котором каждый играет свою и роль, и этот тандем дает свои прекрасные плоды для всей отрасли.
Что еще я ценю в этом периоде, так это человекоцентричные инструменты развития: тренинги, ролевые игры, корпоративные круглые столы и другие методы, которые демонстрировали возможности одних людей в развитии других. Сегодня, несмотря на цифровизацию и искусственный интеллект, я продолжаю это ценить и делать на этом акцент в своих подходах, программах и принципах обучения.
А одно из ярких впечатлений для меня – поступление в бизнес-школу на программу MBA, где я увидела, как может выглядеть управленческое бизнес-образование самого высокого класса. Это впечатлило меня и послужило причиной перехода из корпоративной системы в отрасль бизнес-образования, где я активно работаю второй десяток лет и уже через эту сферу имею возможность входить в разные организации и работать с руководителями практически всех отраслей.
Екатерина Шукалова, преподаватель РШУ, эксперт-практик в области интернет-маркетинга, специализируется на полном цикле работы с бизнесом в сети
Мой путь в бизнес-образование был чисто маркетинговым: мое интернет-агентство, которое занималось разработкой сайтов и реализацией стратегий продвижения в интернете, использовало для привлечения клиентов образовательные мероприятия. Начиная с 2005 года я рассказываю, учу и прививаю компетенции в интернет-маркетинге среди представителей деловой среды. Двадцать лет назад интерес к темам маркетинга и «цифры» был высок, бизнес не понимал, «что это такое, и с чем его едят», основная задача тренера или лектора заключалась в том, чтобы как можно более простым языком объяснить пока еще сложные и непривычные вещи. В то время не составляло труда удивить слушателя.
Встреча с преподавателями РШУ
Отрасль сегодня
Сегодня рынок бизнес-образования расширился, слушатель и заказчик набрались опыта. Все много знают, много умеют, многого хотят. Искушенный слушатель хочет бОльшего и... «волшебную таблетку». На мой взгляд, сейчас слушатели все меньше хотят прилагать усилий к тому, чтобы искать решения самостоятельно или тратить время на поиск сложных инструментов и алгоритмов. Задача тренера на тренинге — дать исключительно работающие практики, а лучше пошаговые инструкции. С какой-то стороны это кажется печальным, но это те реалии, в которых мы живем.
О будущем
Завтра (а скорее, уже сегодня) нас ждет «приход» нейросетей. Функция — давать знания и информацию, тренировать компетенции перейдет от человека к ИИ. Человеку, то есть бизнес-тренеру, скорее всего, останется только подавать пример, вдохновлять, создавать атмосферу и проявлять эмоции.
Дмитрий Михайлов, преподаватель МВА РШУ, эксперт по развитию управленческих навыков и лидерства, управлению переговорами
В чем различия между бизнес-образованием тогда и сейчас:
-
В нулевых тренинги проходили в среднем от трех до пяти дней. Сейчас один, максимум два дня.
-
Группы были большие: человек 25—30. Сейчас бывают группы с двумя участниками.
-
Все, конечно, проходило в офлайне. Сейчас чаще всего совмещенный формат: участники в аудитории и несколько участников в онлайне, которые тоже активно ведут себя в обучении.
-
Раньше участники шли на тему. Например: «Как продавать в сети». Сейчас чаще всего идут на тренера.
-
Раньше сначала на тренинг шел собственник или директор, и если ему нравился тренинг, то он отправлял команду. Сейчас наоборот. Отправляют сотрудников, а потом идет директор.
-
Раньше на тренингах было много ЛПРов. Сейчас мало. Я помню, когда учился на МВА, у нас в группе было три собственника крупных бизнесов, остальные — наемные топы. Не брали в группу без подтвержденных трех лет управленческого опыта. Сейчас берут всех. Даже на Executive МВА.
-
Раньше цена за тренинг бралась «с потолка». Сейчас есть четкие категории: дешевые, средние и дорогие тренинги.
-
Раньше было больше клиентов со странными ожиданиями. Сейчас все плюс-минус знают, чего ожидать и чего точно не будет.
-
Раньше было много западных звездных спикеров. Сейчас их нет.
На курсе Дмитрия Михайлова
Андрей Цымбал, преподаватель РШУ, консультант по инновационным проектам, сертифицированный руководитель проектов (PMI PMBoK, PRINCE2, Agile — Scrum, ПМ Стандарт)
Я занимаюсь бизнес-образованием уже пять лет. В то время рынок представлял собой в основном классические программы MBA и программы повышения квалификации в меньшем объеме. Это были офлайн-программы, которые формировали бизнес-школы или топовые вузы. Ярким воспоминанием является то, что на первом потоке, где я преподавал, были как владельцы микробизнеса, так и владельцы крупных холдингов. Однако и те и другие с интересом принимали позицию обучающихся и делали задания.
После пандемии серьезными игроками стали отдельные крупные онлайн-школы, которые составляют конкуренцию старым форматам. Также актуален тренд на искусственный интеллект и цифровизацию в целом. Многие бизнес-школы активно добавляют в сетку дисциплин все больше софт скиллс, несмотря на то, что данное направление известно давно.
Я полагаю, тренд бизнес-образования будет идти в сторону смешивания форматов: офлайн плюс онлайн, универсальные дисциплины и дисциплины по выбору, так называемый персональный подход. Помимо этого, на рынке наблюдается повышение цен на программы. Частично это связано с сильным разрывом отдельных программ на рынке, что, возможно, приведет к повышению цен и в других школах. При этом и нишевые, недорогие MBA также найдут своих слушателей. Кроме того, отмечается тренд на включение в программы обучения выездов на предприятия и бизнес-экскурсий в другие страны.
Николай Голещихин, преподаватель РШУ, бизнес-тренер, консультант, Executive-коуч (Executive Coaching Academy, OEAEP), фасилитатор стратегических сессий
Я пришел в бизнес-образование из медицины. С 1996 по 2005 год я работал в экстренной хирургии и преподавал в медицинском университете современные методы лечения комбинированных травм и повреждений. Возможно, поэтому и сейчас в моей консалтинговой, тренинговой и преподавательской деятельности присутствует множество принципов, заимствованных из медицины. Таких, как принцип системного подхода к решению задач и обязательное условие для трансформации – заинтересованность «пациента» в изменениях к лучшему. Предлагаю взглянуть на трансформацию системы образования через фильтр этих постулатов.
Сотрудники РШУ
Статистика из открытых источников, таких как портал hh.ru, говорит о существенном смещении активности из зоны корпоративного обучения в модель самообразования руководителей, особенно верхнего эшелона — собственников и топов. То есть если раньше преимущественно компании командировали руководителей на обучение и оплачивали связанные с этим расходы, то сейчас руководители активно исследуют рынок обучения управленческим компетенциям и заходят в программы системного развития компетенций. На мой взгляд, это связано прежде всего с увеличением динамики рынка в целом и необходимостью постоянно повышать свою ценность, в том числе через систематизацию управленческих инструментов.
Сегодня существенно изменился запрос бизнеса и к образовательным программам, и к преподавателям. Никто не хочет тратить время на голую и скучную теорию, а значит, выбор руководителей останавливается на форматах обучения, в которых максимально прорабатываются прикладные вопросы. При этом крайне важна сонастройка эксперта и участников группы, легкость подачи и возможность примерить и быстро встроить каждый новый элемент новых знаний в практическую управленческую деятельность. Поэтому все больше востребованы программы с интерактивным подходом: бизнес-играми, симуляциями и разбором практических кейсов участников.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.