MBA
Личный кабинет

Бизнес-образование — 2021

Чему и как учиться в новом году. Итоги отчета The future of jobs Report 2020.
3001

Константин Тютюнов, директор департамента управленческих программ обучения Русской Школы Управления, рассказал о трендах бизнес-образования и будущем профессий. Читайте основные тезисы прямого эфира.


Мы в Русской Школе Управления занимаемся обучением профессиональных управленцев, поэтому всегда заняты поиском идей, чему именно учить слушателей в следующем году, чтобы они были готовы к выполнению стратегических планов по завоеванию мира. Для этого мы оцениваем запросы клиентов и программы популярных курсов, анализируем мировые тренды. 

В одном из недавних актуальных исследований, на которое мы обратили внимание, — отчете Всемирного экономического форума The future of jobs Report 2020 — эксперты оценили влияние роботизации на рынки труда, индустрию 4.0, будущее профессий и ключевые компетенции, нужные для развития карьеры в современном мире. 

Будущее классических образовательных учреждений

В современном мире становится актуальным вопрос сроков переподготовки. Сложно представить, как классические школы или вузы могут быть современными сегодня. Как понять, какие навыки и компетенции потребуется ребенку не то, что по окончании школьной программы через десять лет, но даже через три года? Наверное, существуют какие-то лайфхаки, чтобы адаптировать программу к изменениям экономики по ходу обучения. Но выбранный длительный период ограничивает учебную систему и делает ее неадекватной современным потребностям. 

Образование в вузах сейчас идет по пути сокращения сроков обучения (практически везде в мире признали болонскую систему образования — четыре года вместо пяти). Но систему все равно нужно менять, потому что даже на четыре года сложно спрогнозировать, чему обучать студентов. РШУ, как бизнес-школе, в этом смысле проще: больше свободы в определении продуктов и изначальный выбор коротких сроков. 

Длительность обучения

ВЭФ в этом году признал, что для приобретения некоторых компетенций человеку достаточно обучения длительностью от одного до шести месяцев. И после пребывания в учебном центре, практики, сдачи контрольных экзаменов его могли бы взять на работу с конкретной компетенцией. Сегодня в корпорациях говорят: нам не нужно высшее образование, нам нужен человек, который умеет работать с конкретным программным продуктом, программировать на конкретном языке и т.д. 

Какого рода специальности, по мнению экспертов ВЭФ, можно освоить и за какой срок. 

  • Инженерную специальность, связанную с программированием, разработкой ИТ-систем можно получить за четыре или пять месяцев. Этого срока достаточно, чтобы специалиста взяли в компанию. 
  • От двух до трех месяцев потребуется для достижения начального уровня product developer (этому обучает и РШУ). 
  • Такой же срок нужен для развития какой-либо компетенции в области ИИ или Big Data. 
  • А конкретные компетенции в области продаж, маркетинга, работы с людьми можно освоить за один-два месяца. 

И бизнес-школы работают именно в этой нише, например, в РШУ самый крупный проект — полугодичный — это Mini MBA. А в соответствии с рекомендациями ВЭФ его можно сократить до пяти месяцев. Конкретным компетенциям действительно можно обучиться за несколько месяцев. 

Исчезающие профессии

Проблему исчезающих профессий давно обсуждают на уровне государств. В отчете ВЭФ есть конкретная статистика 2008-2017 годов, в каких 20 областях существенно снизилось количество занятых:

  • На 70% снизилось число работников, которые заносят данные в компьютер.
  • Уменьшается спрос на бухгалтеров, аудиторов и (неожиданно) на финансовых аналитиков. 

В противовес этому растет спрос на финтех-экспертов и разработчиков — тех, кто объединяет ИТ и финансы. То есть для перепрофилирования или наращивания компетенций финансисту нужно изучать инструменты финтеха, где сейчас фактически происходит революция.

исчезающие профессии

Исчезающие профессии. Источник: The future of jobs 2020.


Интересно, что в двадцатку исчезающих попали HR-специалисты и преподаватели-тренеры. Надо отметить, что эйчары остаются, но в другом понимании: к специалисту по работе с персоналом теперь практически всегда выдвигается требование стать эйчар бизнес-партнером (HR Business Partner), работать в соответствии со стратегией развития компании, помогая руководителю, а не просто закрывая вакансии.

В маркетинге в десятку очень важных специальностей, на которые растет спрос, попал Chief marketing officer (старший маркетолог компании). И к каждой второй специальности в маркетинге в требованиях добавлено digital — специалисты в цифровизации, e-commerce или head of digital (относящийся к маркетингу, а не к ИТ). Кстати, у HR тоже есть digital, но это специалисты по рекрутингу в ИТ). Также в маркетинге появились несколько пользующихся спросом специальностей, пока нишевых, не массовых. Это специалисты по росту (gross manager и gross haker). 

Отмечается существенное снижение занятости у секретарей (в том числе, топ-менеджеров), людей, печатающих на компьютере, телемаркетологов, клерков, работающих с документами, архивистов (у них сокращение достигло 50%). Порядка ста миллионов человек потеряют работу в ближайшие пять лет. 

В то же время эксперты прогнозируют появление около 133 миллионов новых рабочих мест. Мир сегодня стремительно меняется, соответственно, меняется занятость людей и требования к компетенциям. Чтобы развивать свою карьеру, нужно понимать, какие компетенции и в каких областях развивать.

Что мешает развитию компаний 

Среди ключевых факторов, тормозящих развитие компании, участники исследования отметили невозможность привлечь людей, обладающих нужными компетенциями, недостаток компетенций у руководящего состава, недостаток инвестиций и недостаток интереса руководителя-лидера. Самой важной проблемой (этот фактор отметили 55,5% отвечающих) корпорации считают провалы в компетенциях на рынке труда. То есть просто не хватает нужных людей, существует гигантский спрос, а на рынке нет предложений. 

На этом фоне образование становится важным драйвером развития. Одним из основных навыков, который вошел в топ необходимых в мире, назвали активное обучение и образовательную стратегию. Причем активное обучение как компетенция человека подразумевает, что ему нужно осваивать новые профессии. Ведь формальное обучение не закрывает нужды человека. Он сам обязательно должен стать активным участником процесса получения знаний: ставить цели, смотреть образовательные возможности рынка, планировать обучение, делать все то, что в McKinsey называют «осознанным обучением».

Навыки успеха

Осознанное обучение. В проекте подкастов Русской Школы Управления мы рассказывали о нескольких классических бизнес-книгах, которые не утратили актуальности. «Первые 20 часов» Джоша Кауфмана учат, как (условно) за 20 часов приобрести какой-то навык. В ней описаны несколько областей, в которых автор по своей методике чему-то научился — от управления «летучим крылом» виндсерфа и печати вслепую до программирования или навыка быть родителем. Кауфман описывает, как за эти 20 часов достигал приличного уровня компетенций. 

Вторая книга, которую мы рекомендуем, — «От знаний к навыкам» Дуга Лемова, директора американской школы, который создал у себя некий конвейер подготовки преподавателей. По его словам, мы очень много знаем, но не превращаем это в навыки. Чтобы изменить это, он предлагает использовать конкретные методики. 

Также стоит прочитать рекомендации McKinsey по осознанному обучению. Эти книги помогут в рескиллинге, подскажут, как стартовать в методике активного обучения.

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.


Стрессоустойчивость. Еще одна важная компетенция в кластере навыков self-менеджмента, которая помогает бороться с серьезной проблемой — профессиональным выгоранием. Человек, который попал под действие выгорания, не хочет ставить себе никаких целей. Чтобы избежать этого явления, McKinsey рекомендует делать паузы между обучением. Благодаря им можно сохранять уровень энтузиазма и энергии на длинных дистанциях. 

В РШУ в программу для руководителей добавлены курсы по профилактике профессионального выгорания, которые пользуются большим спросом. Они помогают расти и добиваться результатов, но в то же время сохранить себя, свою энергию для этого успеха. Это сложная задача: исследования показывают, что у менеджеров компаний-лидеров часто возникают трудности с соблюдением баланса между работой и личной жизнью. Чтобы сегодня быть в числе Top performer все-таки придется чем-то жертвовать, например, балансом. Но это тоже опасно. 

Использование технологий. В топ-10 необходимых для успеха навыков выделяются также вопросы, связанные с технологиями. Их рассматривают с двух точек зрения: 

  1. Первое — нужно улучшать использование технологий. В каждой компании есть свои технологические (ИТ-вещи), которые стремительно развиваются. Например, технологическая поддержка онлайна, дистанционного обучения в РШУ была всегда, но после начала пандемии мы начали уделять больше внимания инструментарию самого обучения. Так, Zoom существует с 2011 года, и многие компании проводили в нем совещания. Но никто не понимал, насколько это мощный инструмент именно для обучения. Мы остановились на Zoom изначально из-за его устойчивости, надежности, а потом уже обнаружили, что это продвинутый инструмент для организации образовательного процесса. Для преподавателей нашей школы провели внутреннее обучение по работе с платформой, организовали поддержку. И теперь можем одновременно проводить в Zoom 12 онлайн-уроков по разным темам. Technology use (новый подход к технологиям) показывает, насколько мы поверхностно многое используем. 

  2. Вторая компетенция — Technology development, разработка технологий. Сегодня любой специалист, тем более, руководитель, становится если не программистом, то активным участником проекта разработки, постановки технических заданий, взаимодействия с командами разработчиков. Это трудоемкий процесс: нужно расписать конкретную схему, понимать, что хочет ИТ-отдел, выработать систему общения, выяснить, какую документацию готовить, как организовать процесс. В РШУ для этого есть курсы по проектному управлению, управлению развитием продуктов разработки. 

Решение проблем. Почти половина компетенций из топ-10 связаны с кластером Problem solving (решение проблем). В этой области стоит освоить: 

  1. Виды мышления: аналитическое, критическое, креативное. За каждым — своя методика развития и навыки руководителя. 

  2. Комплексное решение проблем. Этот год показал, что проблемы бывают многофакторными, требующими системного анализа, последовательности действий, вовлечения многих участников. В общем списке компетенция «комплексное решение» заняло третье место после «активного обучения». А на первом — аналитическое мышление и инновации. 

  3. В десятку также вошел навык «обоснованность решения проблем». То есть, проблему нужно решать, четко понимая логику, причины событий и обосновывая их для окружающих. Многие делают ставку на некую интуицию, эмоции, а не на обоснованность. 

  4. Работа с людьми — социальное влияние, лидерство.

  5. Об эмоциональном интеллекте последние десять лет говорят все чаще. Текущие проблемы вытеснили этот навык из первой десятки, но не из категории крайне важных.. 

Тренды для компаний

Развитие гибких методологий, которые стали гигантским сегментом роста. Так, Agile считает своей «родиной» ИТ. В этой отрасли в девяностых годах двадцатого века задумались, как проектную работу организовать нестандартным образом, без менеджера проекта и с гибкими схемами, самоуправляемой командой, которая быстро адаптируется к меняющимся приоритетам. Но в этом году меняющаяся среда стала неизбежным фактором жизни для многих организаций, а гибкие технологии стали существенно расширять сферу своего применения. Даже госструктуры начали экспериментировать с ними, не говоря уже о строительстве, банках и других отраслях. 

Эти же подходы внедряются в областях функционального управления в менеджменте. Например, в маркетинге методология customer development (развитие потребителя — специально организованная работа по регулярным экспериментам в области маркетинга, изменениям продуктов и процессов и бизнес-моделей компании на этой основе) становится трендом. Она сочетается с разработкой ИТ-продуктов: на уровне разработчика не хватает гибкости, ее нужно внедрять в бизнес, в первую очередь в ту его часть, которая взаимодействует с потребителем, а именно — в маркетинг. 

Гибкость в бизнес-процессах. Еще один тренд, который влияет на работу компаний. Бизнес-процессы и процессный подход по своей природе стабилизируют, стандартизируют и как бы противоречат гибкости. Считается, что гибкие бизнес-процессы — это высший пилотаж, высшая степень развития процессного подхода. Когда процессы не только эффективны, надежны и качественны, но и меняются в зависимости от нужд. 

Сегодня же предполагается, что руководитель проектирует процессы, управляет ими на гибкой основе. И уже появилась довольно развитая методология организации работы внутри компании, в рамках которой все подразделения и функции являются сервисами. Так, бухгалтерия, ИТ, маркетинг — все оказывают кому-то сервис. И все это функционирует на основе методологии Kanban, которая с начала столетия сильно изменилась. Сегодня подразумевается, что это методология развития бизнеса и сервисов внутри бизнеса выводит ее на пятый уровень зрелости и делает соответствующей своему прямому предназначению. Это лучше, чем предыдущий уровень зрелости — фокус на потребителя или еще на раньше — фокус на команду компании. И тем более, лучше начального уровня с фокусом на задачах компании. 


Гибкость — это способ существования компании. В 2021 году гибкость во всем станет важным трендом: в проектах, разработках, классических бизнес-процессах.

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!