Сможет ли онлайн-образование вытеснить очное обучение?

Сможет ли онлайн-образование вытеснить очное обучение?

Онлайн-образование — главный тренд последних лет. В 2018 году, по данным российских аналитиков, пользователи потратили на него более 1,3 млрд рублей. Многие эксперты пророчат ему небывалый рост и чуть ли не захват всего рынка образовательных услуг. Но как обстоят дела на самом деле? Давайте посмотрим, о чем говорит последнее крупное исследование, организованное компанией «Нетология групп».
4069

Глобальный рынок и Россия

По оценкам экспертов, весь российский рынок образования к 2021 году вырастет до 2 трлн руб. (при объеме в 1,8 трлн руб. в 2016 году). Также увеличится доля частного бизнеса в отрасли — на конец 2016 года она составила 19,2%, или 351,7 млрд руб. К 2021 г. в процентном соотношении она изменится незначительно, но в абсолютном значении вырастет до 385,4 млрд руб.

По прогнозам экспертов, до 2023 г. глобальный рынок онлайн-обучения будет расти более чем по 5% в год. Причем Восточная Европа находится среди самых быстрорастущих рынков, и Россия является главным катализатором развития.

Проникновение онлайн-технологий в российское образование сейчас не превышает 1,1%. К 2021 году этот показатель должен вырасти до 2,6% — с 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб. При консервативном сценарии среднегодовой рост российского рынка онлайн-образования до 2021 года будет находиться на уровне 20%.

На подъеме сейчас сегменты дошкольного и школьного образования, корпоративного обучения, изучения иностранных языков и репетиторства. Этот тренд актуален как для России, так и для всего мира. Именно в этих направлениях работают компании с самой высокой рыночной стоимостью и с наиболее удачно выстроенной монетизацией.

Растет и сегмент blended learning — это смешанное обучение, в рамках которого одновременно используется и очный, и дистанционный формат. Оно хорошо работает в длительных программах, которые заточены на приобретение сложных профессиональных навыков.

Постепенно в сознании руководителей и рядовых сотрудников укореняется идея непрерывного обучения. Многие из них понимают, что учеба не может закончиться с выходом из вуза. Для постоянного профессионального роста нужно регулярно обновлять свои знания. На кадровом рынке сейчас процветает такая высокая конкуренция, что продать себя становится просто невозможно без «добавленной стоимости» в виде актуальных знаний и навыков.

Однако в России этой концепции пока придерживаются немногие. Хотя эксперты (в том числе и специалисты Русской Школы Управления) регулярно напоминают, что эффекта можно добиться только при условии спланированного, регулярного и системного обучения.

Онлайн в дополнительном профессиональном образовании

По данным исследования, 84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое дополнительное образование, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным.

Причем россияне проходят обучение не только за счет работодателя (64%), но и охотно платят из собственного кармана (36%). По прогнозам, к 2021 году в целом сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО) не сильно вырастет (по демографическим причинам), но вот объемы онлайн-обучения в рамках сегмента будут стремительно увеличиваться – он перетянет на себя до 14% всей аудитории.

Спрос на онлайн-обучение сотрудников со стороны бизнеса стабильно увеличивается. Он выглядит более привлекательным, так как требует меньших финансовых и временных издержек.

В первую очередь это связано с тем, что дистанционные курсы не требуют отрыва от работы и практически не мешают исполнению профессиональных обязанностей. С очным обучением все сложнее, особенно для жителей регионов (из-за необходимости командировок, перелетов и реального отрыва от производства).

В сфере ДПО популярен и смешанный формат — «онлайн + офлайн». Особенно часто он используется в программах обучения для топ-менеджмента. Такой комплексный подход идеально подходит занятым людям: на очных занятиях отрабатываются практические навыки, а на дистанционных курсах разбирается теория менеджмента и выполняются тестовые задания.

Еще один важный тренд в сфере дополнительного образования — это партнерство бизнес-школ с крупными компаниями, которые готовы взять на работу выпускников их курсов. И это может стать одним из ключевых конкурентных преимуществ при выборе курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Доля онлайн-обучения будет расти год от года. Но сможет ли этот формат когда-нибудь полностью заменить очное обучение? Мы считаем, что нет. Пока только очный формат способен обеспечить полное погружение в тему. Только в этих условиях можно детально проработать нужные навыки, оперативно получить обратную связь от преподавателей и обменяться кейсами с коллегами по обучению. Именно такой живой формат служит гарантом того, что все полученные на обучении знания будут работать в реальной рабочей практике.

Офлайн-курсы Русской школы управления: 1500 образовательных программ по 28 направлениям обучения. Узнать подробности и выбрать направление.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!