Закон о просветительской деятельности в России

Закон о просветительской деятельности в России

Госдума в окончательном третьем чтении приняла закон о просветительской деятельности. Разбираемся, что изменится в Законе «Об образовании», какие цели преследовали авторы поправок и чего ждать участникам рынка.
3619

16 марта 2021 года Госдума приняла в третьем чтении поправки к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Авторы поправок называют основной целью защиту россиян от антироссийской пропаганды, которая подается под видом просветительской деятельности. В пояснительной записке к законопроекту они отмечают, что предпосылки для такой пропаганды среди школьников и студентов появились из-за отсутствия правового регулирования в этой сфере.

Понятие просветительской деятельности

Авторы документа ввели в Закон «Об образовании» понятие просветительской деятельности:

Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Важно: признаками образовательной программы Закон «Об образовании» считает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Алексей Стрельцов, основатель сообщества Онлайн Среда online-sreda.ru

Новый закон написан с очень расплывчатыми формулировками. Конкретика будет даваться в подзаконных актах. Естественно, участники рынка образования очень переживают по этому поводу: не поставит ли это под угрозу их проекты. 

Я считаю, что нужно смотреть на цели законодателей — не в их интересах запрещать образование, поэтому тем, кто сейчас обучает, беспокоиться не о чем. 

Их деятельность по-прежнему регулируется законом об образовании. Если ты обучаешь — нужна лицензия (как и раньше). Если ты обучаешь самостоятельно без привлечения преподавателей — лицензия не нужна. 

Закон, скорее всего, направлен на защиту государственного строя. Мое мнение: поскольку закрытие Ютуба и других медийных площадок может вызвать волну недовольств, чиновники решили действовать точечно по каждому блогеру. Если в его материалах содержится то, что не нравится чиновникам, у них появится законное право запретить это говорить. 

К сожалению, вместе с этим у государства появляется возможность «задеть» любой случайный мимо проходящий проект, который либо приглянулся, либо мешает кому-то на пути. Но это уже другая история. Главное теперь всем обучающим проектам четко соответствовать критериям образовательных, а не просветительских.

Кто может заниматься просветительской деятельностью

В соответствии с текстом поправок, просветительскую деятельность могут вести:

  • Органы государственной власти, иные государственные органы. 
  • Органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации. 

А также, соблюдая требования Закона «Об образовании» и других нормативных актов РФ:

  • Физические лица. 
  • Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица.

Ограничения закона о просветительской деятельности

Агитация и разжигание розни. Закон однозначно запрещает использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Кроме того, не допускается агитация, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции.

Методическое обеспечение государственных образовательных учреждений.  Минобрнауки будет определять список организаций, которые станут оказывать научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. 

Контроль за подписанием международных договоров в сфере образования. Для подписания контрактов с иностранными организациями и гражданами (кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) вузам будет нужно специальное заключение Министерства просвещения, Минобрнауки или ведомства, в ведении которого они находятся. Требование не распространяется на договоры, действие которых истекает до 1 сентября 2022 года.


По данным РБК, некоторые деятели науки и культуры выступили против введения нового закона. Они считают, что документ создает предпосылки к цензуре в стране. А отсутствие четких критериев и ограничений по контролю со стороны властей может привести к слишком вольной трактовке требований законодательства.

Евгения Гозман, PR-представитель и преподаватель бизнес-школы iTC Group

Важно помнить основной посыл закона — не использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. С этим постулатом в сфере бизнес-образования мало у кого возникнет конфликт с законом. 

Больше вопросов к определению «просветительская деятельность». При желании (скажем, некорректной и агрессивной конкурентной борьбе) можно найти формулировки для привлечения к ответственности. Школам и тренерам нужно будет переоценить свои программы (и содержание) с четкой установкой на развитие «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». В принципе, это всегда было во главе угла у организаций и тренеров, которые не пытаются построить свои выступления на хайпе и привлечь аудиторию неоднозначными, громкими заявлениями. 

В какой-то степени эта часть закона даже послужит оздоровлению рынка. Закон правильный, он структурирует научно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций (в частности, высшее образование).

Что делать: соблюдать закон и помнить, что мы все в ответе за будущее нашей страны, в ответе за информацию, которую передаем обучающимся.

Условия и контроль исполнения

Новый закон вступит в силу 1 июня 2021 года после одобрения Советом Федерации и президентом. В нем сказано, что порядок, условия, формы осуществления просветительской деятельности и способы контроля будут установлены правительством. 

Пока этого не произошло, многие детали, в частности, степень влияния на сферу бизнес-образования, остаются неясными. Однако можно предположить, что ограничения в меньшей степени коснутся негосударственных организаций, которые работают в рамках образовательных программ с лицензией на образовательные услуги — закон четко определяет просветительство как деятельность вне таких программ.


Скачать текст проекта Федерального закона № 1057895-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook

comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию