MBA
Личный кабинет
Как директору справиться с тревожностью и негативными мыслями

Как директору справиться с тревожностью и негативными мыслями

В новой реальности руководитель сталкивается с беспрецедентными вызовами. Как удержать на плаву бизнес, победить в конкурентной борьбе за сокращающиеся ресурсы, сохранить персонал — беспокойство об этих и сотне других задач не добавляют позитива. Что делать, чтобы тревога за будущее не мешала работать? Семь советов от кандидата психологических наук, разработчика теории адаптивного интеллекта Валерия Гута.
635

У человека, взявшего на себя ответственность за компанию и сотрудников, периодически возникает чувство тревоги: будут ли выполнены планы, соблюдены обязательства, сроки, своевременно отправлены платежи. А в условиях, когда нет уверенности в реализации долгосрочных планов, негативные мысли возникают все чаще и чаще. И это нормально, но нужно справляться с такими состояниями и смотреть на все с большим позитивом. Побороть тревожность руководителю помогут проверенные способы.

Содержание:

Поиск источника негативных мыслей

Анализ последствий негативного исхода

Дробление сложных задач на мелкие

Визуализация победы, а не провала

Акцент на том, что уже есть

Внимание на окружение

Поиск позитивного в негативном: «Да, но…»

Поиск источника негативных мыслей

Необходимо дать себе время, чтобы найти рациональную причину беспокойства и убедиться, что это не игра эмоций.

  • Мнительность. Увидев новости об изменениях на финансовом рынке, не стоит сразу лихорадочно думать, как спасти фирму от убытков. Это, скорее, мнительность. Следует трезво оценить положение дел и понять, какие меры предпринять. Возможно, беспокоиться и вовсе не о чем или все не так страшно.

  • Влияние негативного опыта. Предстоит важная сделка, но мы помним свою неудачу на прошлой встрече и начинаем сильно нервничать, ожидая провала и в этот раз. Лучше направить усилия на подготовку к сделке, и тогда станет очевидно, что есть все шансы на успех.

Анализ последствий негативного исхода

Если все же тревожные мысли не отпускают, то поможет прогнозирование самого плохого исхода дела. Для этого нужно детально прописать все варианты возможных негативных сценариев, которые могут произойти в результате планируемого действия или текущей обстановки. Например, решить, что делать, если сделка будет под угрозой срыва: перечислить все, что можно предпринять в такой ситуации.

Составьте три плана:

  • План А — когда все не так плохо.

  • План Б — для случая средней сложности.

  • План В — пригодится в ситуации, когда пора бить тревогу.

Опишите подробно, что делать в каждой из сложившейся ситуации. Тревожность отступит, когда вы будете знать, что все возможные варианты предусмотрены.

Дробление сложных задач на мелкие

Декомпозиция используется в бизнесе при стратегическом планировании и составлении рабочих графиков. Можно также применять этот принцип, чтобы снизить тревожность, если стоит глобальная задача. Дробить большое дело лучше на такие составляющие, чтобы решение каждой части задачи не вызывало ни дискомфорта, ни негативных эмоций.

Генрих Альтшуллер, советский инженер, ученый, создал теорию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Он считал, что найти эффективное решение возможно за счет ресурсов, которые уже есть. Стоит только отсеять все лишнее, оставить только нужное и добавить что-то новое.

Визуализация победы, а не провала

Джон Кехо, канадский писатель и тренер в области личностного роста, автор нашумевшего издания о силе ума, в своей книге «Подсознание может все» считает, что цели нужно видеть так, как будто все происходит прямо сейчас. Пусть в сознании действия станут реальностью. Каждый день представлять свою цель, не пропускать ни одного дня — это условие успешной визуализации.

«Многие испытывают трудности на начальных стадиях визуализации. Их мозг не может создать и нарисовать желаемые сцены. Не переживайте, если то же происходит и с вами. Картинка не обязательно должна быть полной и завершенной. Регулярно занимаясь визуали­зацией, вы скоро с удивлением заметите, что ваш мозг учится порождать мысленные картины по вашему желанию».

Акцент на том, что уже есть

Руководитель каждый день решает множество задач, но при этом ему может казаться, что ничего не меняется — проблемы никуда не уходят. Это происходит из-за того, что внимание все время сфокусировано на том, что еще только предстоит решить. В обществе так принято: за провалы нас наказывают, а небольшие успехи воспринимаются как должное. Поэтому важно научиться самим замечать и поощрять свои достижения. Стоит завести дневник успеха и фиксировать в нем каждый значимый шаг, который привел к результату. С каждым днем список будет пополняться, а в сознании закрепится мысль о том, что на самом деле уже есть, чем гордиться, — это снизит тревожность.

Внимание на окружение

Источником негативных мыслей могут быть люди, которые критикуют, не уважают сделанный выбор, навязывают свое мнение, не поддерживают или постоянно жалуются. Актер Роберт Де Ниро писал: «Мы становимся похожими на тех людей, с которыми общаемся. Выбирайте свое окружение — какими бы мы ни были уникальными, оно все равно влияет на нас».

Успех очень часто зависит от незнакомых людей, важно уметь правильно строить с ними отношения:

  • Искренне интересоваться.

  • Быть внимательными.

  • Оказывать знаки любезности.

  • Признавать достоинства тех людей, которые уже чего-то достигли.

Нужно как можно чаще знакомиться с как можно большим количеством новых людей. Так легче развить навыки деловых коммуникаций и обрести полезные знакомства.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Как не сгореть на работе. Управление стрессом в условиях многозадачности» в удобном формате EPUB
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.

Руководитель — это человек, у которого есть команда, группа поддержки, сообщество экспертов и опытных сотоварищей. В случае непредвиденных ситуаций не стоит взваливать решение всех сложных моментов на себя, можно заручиться поддержкой и конструктивной помощью единомышленников.

Поиск позитивного в негативном: «Да, но…»

Когда нельзя изменить ситуацию, нужно менять отношение к ней — это известный принцип. В таких случаях можно применять технику рефрейминга. Это прием, который поможет научиться по-другому реагировать на происходящие события, изменить рамки восприятия. Для этого необходимо найти в ситуации позитивную сторону.

  • Убеждение: я потрачу слишком много времени, чтобы научить сотрудника выполнять эту задачу.

  • Рефрейминг: он получит информацию из первых рук, быстрее освоится, и мне будет проще ему делегировать текущие дела и освободить время для важных задач.

Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности. Всегда можно поменять фокус и отношение к происходящему, тогда и обстоятельства начнут подстраиваться.

Чтобы справиться с тревожностью и негативными мыслями, любому из нас важно взять управление своим состоянием в свои руки. Если не прятать голову в песок, а сразу назвать вещи своими именами, честно оценить реальное положение дел, не питать иллюзий и продолжать делать свое дело, тогда ни люди, ни обстоятельства не повлияют на качество мыслей и результат.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!