8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Корпоративное обучение: перспективы и тренды

Корпоративное обучение: перспективы и тренды

Как трансформируется корпоративное образование и какими будут учебные курсы через 5—10 лет? Отталкиваемся от текущих трендов и формируем образ будущего в этой статье.
427

«Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль», — сказал Бенджамин Франклин, и сегодня его поддерживает большинство предпринимателей. По данным нашего исследования, проведенного совместно с рекрутинговой компанией Get experts, более 85% организаций формируют бюджет на корпоративное обучение. И чем активнее инновации внедряются в различные бизнес-процессы, тем более необходимым становится обучение сотрудников для обновления их базы навыков и компетенций.

О том, что сегодня актуально в мире L&D (learning & development) и куда стремится корпоративное обучение, спросили у эксперта с 20-летним стажем, сертифицированного коуча, бизнес- и сервис-тренера Олеси Садовниковой.

Содержание:

Тренды в сфере корпоративного обучения

Как будет развиваться сфера корпоративного обучения

Как связаны корпоративное обучение и тренд на устойчивое развитие

Как выбрать курс и не ошибиться

Тренды в сфере корпоративного обучения

В большей или меньшей степени, в зависимости от отрасли, можно выделить 6 заметных трендов:

  1. Цифровизация или диджитализация образования. Команды растут, и чем больше сотрудников трудятся на благо компании, тем удобнее обучать их дистанционно. Иногда специалисты «разбросаны» по всему миру, и с учетом разницы в часовых поясах особенно популярными становятся онлайн-курсы.

  2. Коучинг. Если раньше этот метод преобладал в кругах топ-менеджмента, то сейчас коучинг интегрируется в middle-менеджмент и интересует все более широкую аудиторию.

  3. Искусственный интеллект. Пока одни отрицают эффективность взаимодействия с AI, другие успешно внедряют современные технологии такого рода. Разумеется, не везде искусственный интеллект будет уместен, но, например, для проверки знаний и некоторых видов тестирования такой способ очень даже применим.

  4. Микрообучение и обучение в процессе работы. Здесь образовательный процесс рассматривается как неотъемлемая часть жизни, и сотруднику как будто не обязательно выделять дополнительное время, чтобы научиться чему-то новому. Небольшие порции знаний легче усваиваются, но это не значит, что масштабные курсы неэффективны.

  5. Совмещение онлайн и офлайн-программ или blended learning. Та самая золотая середина, ведь ничто не заменит живое общение в группе или энергетику спикера, который находится с вами в одном зале.

  6. Наставничество. Многие компании практикуют обучение новых сотрудников при участии более опытных. И, как показывает практика, это приносит пользу и первым, и вторым.

Как будет развиваться сфера корпоративного обучения

Ближайшие перспективы «вырастают» из трендов, дополняя друг друга и создавая уникальные гибридные формы.

Что касается искусственного интеллекта, можно провести аналогию с молодым специалистом. Когда вы делегируете задачи «джуну», стоит быть готовым к тому, что придется давать комментарии, всячески направлять своего стажера и выделять время на доработки, правки, дополнения. Сегодня всевозможные чаты GPT (в контексте корпоративного обучения) — это скорее молодые специалисты, которые не могут выполнить работу на уровне высококлассного эксперта. Поэтому сами нуждаются в обучении. При этом AI проникает в корпоративное обучение, так же как и во все остальные сферы деятельности. С его помощью можно не только проверить знания и сгенерировать креативные идеи, но и улучшить восприятие материала: добавить визуальные эффекты, озвучить видео или смонтировать его, перевести и адаптировать на русский язык материалы из зарубежных источников.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Выявим проблемные моменты и проработаем программу курса. При необходимости создадим новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Профессиональное сообщество сходится во мнении, что в ближайшей перспективе обучение будет исходить из запроса сотрудников, а значит, может стать более персонифицированным. В лучших традициях Гарварда, Оксфорда и других ведущих университетов, специалисты смогут выбирать дисциплины и направления и сами решать, какой навык им «подтянуть» или знания в какой сфере получить.

Также все больше компаний озабочены ментальным здоровьем сотрудников, в связи с чем вводят в свои образовательные программы курсы по эмоциональному интеллекту, приглашают психологов в штат или в качестве консультантов, делают упор на развитие мягких навыков и всячески поддерживают психическое и физическое здоровье коллектива через корпоративную культуру и внутренние программы мотивации. Такие действия обеспечивают безопасную рабочую среду и делают HR-бренд более привлекательным.

Логичным развитием образовательного сектора становится создание корпоративных университетов. И речь не только о таких гигантах, как Сбер, РЖД и Вымпелком — ряд компаний из сферы HoReCa и других также создают свои университеты и академии, инвестируя в знания сотрудников. Соответственно, ожидается рост образовательных структур внутри организаций — параллельно с ростом бизнеса.

Как связаны корпоративное обучение и тренд на устойчивое развитие

Как было сказано выше, все больше компаний уделяет внимание ментальному здоровью сотрудников. Это значит, что в перспективе бизнес нацелен на повышение качества жизни людей.

Представим, что компания снижает расходы бумаги — значит, появляются альтернативные цифровые процессы. Например, аттестационные бланки, всевозможные чек-листы и другие бумажные форматы преобразуются в электронные. Или создаются инициативные группы для помощи в адаптации на рабочих местах людям с ограниченными возможностями — это тоже подразумевает соответствующее обучение сотрудников.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Возможно, связь между устойчивым развитием и корпоративным обучением не такая очевидная, но она есть и, безусловно, будет лишь укрепляться.

Как выбрать курс и не ошибиться

Обратим внимание на еще одну тенденцию: с каждым днем увеличивается количество «экспертов», которые продают онлайн-курсы, но не имеют за плечами должного опыта. С одной стороны, хорошо, что сегодня у каждого есть возможность получить новую профессию и изменить свою жизнь. С другой стороны, усложняется процесс выбора, ведь рынок перенасыщен, и снижается доверие к реальным экспертам.

Важно изучить опыт человека, у которого планируете обучаться, узнать обратную связь от студентов и почитать отзывы, запросить демоверсию тренинга или бизнес-игры, если такая возможность представлена, а также ориентироваться на рекомендации коллег по цеху. Наличие сертификата не гарантирует экспертность того или иного спикера, а реальные кейсы в вашей отрасли — показатель, которому можно доверять.

Подробнее том, как выбрать курс, мы писали в этой статье.
Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!