«Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль», — сказал Бенджамин Франклин, и сегодня его поддерживает большинство предпринимателей. По данным нашего исследования, проведенного совместно с рекрутинговой компанией Get experts, более 85% организаций формируют бюджет на корпоративное обучение. И чем активнее инновации внедряются в различные бизнес-процессы, тем более необходимым становится обучение сотрудников для обновления их базы навыков и компетенций.
О том, что сегодня актуально в мире L&D (learning & development) и куда стремится корпоративное обучение, спросили у эксперта с 20-летним стажем, сертифицированного коуча, бизнес- и сервис-тренера Олеси Садовниковой.
Содержание:
— Тренды в сфере корпоративного обучения
— Как будет развиваться сфера корпоративного обучения
— Как связаны корпоративное обучение и тренд на устойчивое развитие
— Как выбрать курс и не ошибиться
Тренды в сфере корпоративного обучения
В большей или меньшей степени, в зависимости от отрасли, можно выделить 6 заметных трендов:
-
Цифровизация или диджитализация образования. Команды растут, и чем больше сотрудников трудятся на благо компании, тем удобнее обучать их дистанционно. Иногда специалисты «разбросаны» по всему миру, и с учетом разницы в часовых поясах особенно популярными становятся онлайн-курсы.
-
Коучинг. Если раньше этот метод преобладал в кругах топ-менеджмента, то сейчас коучинг интегрируется в middle-менеджмент и интересует все более широкую аудиторию.
-
Искусственный интеллект. Пока одни отрицают эффективность взаимодействия с AI, другие успешно внедряют современные технологии такого рода. Разумеется, не везде искусственный интеллект будет уместен, но, например, для проверки знаний и некоторых видов тестирования такой способ очень даже применим.
-
Микрообучение и обучение в процессе работы. Здесь образовательный процесс рассматривается как неотъемлемая часть жизни, и сотруднику как будто не обязательно выделять дополнительное время, чтобы научиться чему-то новому. Небольшие порции знаний легче усваиваются, но это не значит, что масштабные курсы неэффективны.
-
Совмещение онлайн и офлайн-программ или blended learning. Та самая золотая середина, ведь ничто не заменит живое общение в группе или энергетику спикера, который находится с вами в одном зале.
-
Наставничество. Многие компании практикуют обучение новых сотрудников при участии более опытных. И, как показывает практика, это приносит пользу и первым, и вторым.
Как будет развиваться сфера корпоративного обучения
Ближайшие перспективы «вырастают» из трендов, дополняя друг друга и создавая уникальные гибридные формы.
Что касается искусственного интеллекта, можно провести аналогию с молодым специалистом. Когда вы делегируете задачи «джуну», стоит быть готовым к тому, что придется давать комментарии, всячески направлять своего стажера и выделять время на доработки, правки, дополнения. Сегодня всевозможные чаты GPT (в контексте корпоративного обучения) — это скорее молодые специалисты, которые не могут выполнить работу на уровне высококлассного эксперта. Поэтому сами нуждаются в обучении. При этом AI проникает в корпоративное обучение, так же как и во все остальные сферы деятельности. С его помощью можно не только проверить знания и сгенерировать креативные идеи, но и улучшить восприятие материала: добавить визуальные эффекты, озвучить видео или смонтировать его, перевести и адаптировать на русский язык материалы из зарубежных источников.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Профессиональное сообщество сходится во мнении, что в ближайшей перспективе обучение будет исходить из запроса сотрудников, а значит, может стать более персонифицированным. В лучших традициях Гарварда, Оксфорда и других ведущих университетов, специалисты смогут выбирать дисциплины и направления и сами решать, какой навык им «подтянуть» или знания в какой сфере получить.
Также все больше компаний озабочены ментальным здоровьем сотрудников, в связи с чем вводят в свои образовательные программы курсы по эмоциональному интеллекту, приглашают психологов в штат или в качестве консультантов, делают упор на развитие мягких навыков и всячески поддерживают психическое и физическое здоровье коллектива через корпоративную культуру и внутренние программы мотивации. Такие действия обеспечивают безопасную рабочую среду и делают HR-бренд более привлекательным.
Логичным развитием образовательного сектора становится создание корпоративных университетов. И речь не только о таких гигантах, как Сбер, РЖД и Вымпелком — ряд компаний из сферы HoReCa и других также создают свои университеты и академии, инвестируя в знания сотрудников. Соответственно, ожидается рост образовательных структур внутри организаций — параллельно с ростом бизнеса.
Как связаны корпоративное обучение и тренд на устойчивое развитие
Как было сказано выше, все больше компаний уделяет внимание ментальному здоровью сотрудников. Это значит, что в перспективе бизнес нацелен на повышение качества жизни людей.
Представим, что компания снижает расходы бумаги — значит, появляются альтернативные цифровые процессы. Например, аттестационные бланки, всевозможные чек-листы и другие бумажные форматы преобразуются в электронные. Или создаются инициативные группы для помощи в адаптации на рабочих местах людям с ограниченными возможностями — это тоже подразумевает соответствующее обучение сотрудников.
Возможно, связь между устойчивым развитием и корпоративным обучением не такая очевидная, но она есть и, безусловно, будет лишь укрепляться.
Как выбрать курс и не ошибиться
Обратим внимание на еще одну тенденцию: с каждым днем увеличивается количество «экспертов», которые продают онлайн-курсы, но не имеют за плечами должного опыта. С одной стороны, хорошо, что сегодня у каждого есть возможность получить новую профессию и изменить свою жизнь. С другой стороны, усложняется процесс выбора, ведь рынок перенасыщен, и снижается доверие к реальным экспертам.
Важно изучить опыт человека, у которого планируете обучаться, узнать обратную связь от студентов и почитать отзывы, запросить демоверсию тренинга или бизнес-игры, если такая возможность представлена, а также ориентироваться на рекомендации коллег по цеху. Наличие сертификата не гарантирует экспертность того или иного спикера, а реальные кейсы в вашей отрасли — показатель, которому можно доверять.
Подробнее том, как выбрать курс, мы писали в этой статье.о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.