8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Соискатель старше 40: что делать, если не берут на работу

Соискатель старше 40: что делать, если не берут на работу

Главный козырь кандидата с многолетним опытом — это профессионализм. Но и его надо уметь правильно презентовать.
2228

Трудовой кодекс прямо запрещает дискриминацию по возрасту: в ст. 3 указано, что «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав». Поэтому работодатели сильно рискуют, когда включают в вакансии требования к возрасту кандидата.

Формально большинство компаний соблюдают эту законодательную норму, но на практике соискатели старше 40 лет сталкиваются с реальными сложностями при поиске работы. Исследование HH за 2020 год показывает, что у возрастных кандидатов на трудоустройство уходит до полугода. И чем старше человек, тем ему сложнее.

Обстоятельства вынуждают некоторых соискателей прибегать к отчаянным мерам — скидывать себе несколько лет в резюме. Но любая ложь чревата последствиями.

Лучше подумать, как свой возраст и опыт превратить в конкурентное преимущество. Есть несколько стратегий, как это сделать.

Перестаньте воспринимать свой возраст как проблему

Почему это важно? Во-первых, если вы во всем будете винить возраст, то перестанете замечать более важные недостатки, которые в отличие от возраста действительно можно исправить. Например, содержание вашего резюме.

Во-вторых, на рынке труда набирают обороты тенденции, которые работодатели не смогут игнорировать. А именно демографический кризис и резкое падение количества людей, которые идут после молодежи 25–29 лет.

Эксперты HH прогнозируют, что в ближайшие 5–8 лет рынок труда превратится в рынок «зрелого соискателя». Работодателям придется пересмотреть политику найма, повысить возрастную планку для кандидатов и чаще рассматривать резюме людей от 45 лет и старше. Сейчас количество предложений (резюме, отклики) не соответствует уровню спроса (вакансии). То есть работодатели уже столкнулись с дефицитом кандидатов.

В-третьих, на рынок труда сильно повлияла ситуация с пандемией. И еще непонятно до конца, какие долгосрочные последствия она будет иметь.

В-четвертых, с принятием закона об удаленной работе открылось больше возможностей для трудоустройства. Особенно для специалистов из регионов.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация для соискателей складываются гораздо выгоднее, чем раньше. Важно чувствовать тенденции и правильно в них встраиваться.

Выйдите из образа «серой мышки»

В среде соискателей принято критиковать рекрутеров. Некоторые открыто называют их «бесполезным звеном» между кандидатом и работодателем. Вот если бы его не было, тогда устроиться на работу было бы гораздо проще, думают они.

Но реальность такова, что рекрутер — это тот, кто первый смотрит ваше резюме. Поскольку откликов на вакансию поступает много, часто он делает это поверхностно.

Поверьте, 95% резюме фактически ничем не отличаются друг от друга и часто описывают стандартный набор навыков, которым должен обладать конкретный специалист. При этом каждый из нас знает, что даже в рамках одной позиции в разных компаниях можно выполнять неодинаковые функции. При этом функционал должен расширяться и усложняться с возрастом кандидата. Если по резюме это незаметно, возникает ощущение отсутствия профессионального роста.

Смотрите на резюме глазами рекрутера

Составляйте резюме таким образом, чтобы хотелось не отложить его в сторону, а быстрее связаться с вами.

Показывайте свой реальный опыт и компетенции, избегайте общих фраз.

В дополнительных сведениях указывайте ценную для работодателя информацию, например, об обучении, которое вы прошли за последнее время. Многие эту графу в резюме заполняют стандартными характеристиками: «целеустремлен», «коммуникабелен», «ответственен». Но для рекрутера эти слова ничего не значат.

Если вы можете подтвердить свою работу конкретными показателями, цифрами, не стесняйтесь это делать. Например, если вы опытный специалист по рекламе, то прямо так и пишите: «Знаю, как планировать и запускать успешные рекламные кампании. Имею опыт настройки рекламы с коэффициентом конверсии <показатель> и ценой за лид <показатель> при небольшом бюджете». Укажите, с какими метриками вы работали.

Будьте краткими, но сконцентрированными на важном. Некоторые ошибочно думают, что длинное резюме равнозначно многолетнему опыту. На самом деле это не так. Иногда за объемом и общими описаниями не видно уникальных компетенций. Длинные, но пустые по сути резюме в первую очередь попадают в корзину.

Уберите лишнее и оставьте только то, что можно оценивать с точки зрения пользы, которую вы можете принести бизнесу. Упоминание навыка «планировал и запускал рекламные кампании» точно не выделит ваше резюме из общего потока. Эту функцию выполняет любой специалист по рекламе. Другое дело, что не каждый справляется с ней успешно. Ваша задача — показать в резюме, что вы делаете это лучше остальных. То есть подтвердить с помощью результатов.

Помните о том, что к вам, как к зрелому кандидату, требования будут выше. И к результатам будут присматриваться внимательнее.

А теперь взгляните на готовое резюме глазами рекрутера. Возникает ли у вас желание быстрее связаться с автором резюме и назначить ему собеседование?

Не забывайте о сопроводительном письме

Оно должно быть неотъемлемым приложением к резюме. Многие соискатели жалуются, что рекрутеры не читают сопроводительные письма. Но это не повод отказываться от него. Есть и такие рекрутеры, для которых наличие оригинального, а не написанного под копирку сопроводительного письма добавляет бонус кандидату.

В письме важно подчеркнуть, чем конкретно вы можете быть полезны, если получите позицию в этой компании. Отталкивайтесь от тех требований, которые обозначены в вакансии.

Воспользуйтесь знакомствами

За плечами хорошего специалиста со стажем более 20 лет должны быть профессиональные связи. Вполне возможно, что с некоторыми бывшими работодателями у вас сохранились теплые отношения. Свяжитесь с ними.

Нелишним будет обратиться за помощью к знакомым. Некоторые работодатели поддерживают реферальные программы, и может оказаться, что кто-то из ваших друзей работает именно в такой компании. Подготовьте для него небольшой список ключевых компетенций, которые описывают ваш опыт. Это поможет знакомому лучше презентовать вас своему работодателю.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!