8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Стратегии для цифровой эпохи: применение моделей SAMR и TPACK в обучении

Стратегии для цифровой эпохи: применение моделей SAMR и TPACK в обучении

Очное, онлайн или гибридное обучение — интеграция новых технологий помогает углубить понимание сложных образовательных концепций. В этом материале обратились к интересам преподавателей и рассказали, как модели TPACK и SAMR могут встроиться в подходы к обучению бизнес-аудитории и не только.
329

Мы живем в век цифровых технологий, и логично, что прогрессивные преподаватели тоже поддерживают различные тренды в обучении: используют нейросети, VR, 3D-проектирование, геймификацию. Замена печатного учебника на электронную книгу или демонстрация работы ChatGPT во время лекции — уже обыденность. Важно целенаправленно интегрировать технологии в процесс обучения. И здесь главной преградой становится нехватка знаний об эффективном использовании этих технологий для улучшения как учебного процесса, так и результатов учеников в будущем.

В этом контексте модели TPACK и SAMR могут представлять большой интерес для педагогов, стремящихся улучшить свои методы преподавания. Последняя помогает оценить уровень внедрения технологий, начиная с простых замен и заканчивая полным переопределением учебного процесса. В то время как TPACK фокусируется на важности сочетания технологических знаний с педагогическими и содержательными аспектами. Рассмотрим подробнее эти модели и то, как они могут быть применены на практике.

Содержание:

TPACK: синергия трех компонентов для создания более эффективной и вовлекающей образовательной среды

От замены к переосмыслению: как модель SAMR меняет подходы к обучению

TPACK: синергия трех компонентов для создания более эффективной и вовлекающей образовательной среды

TPACK (Technological Pedagogical Content Knowledge) представляет собой пересечение трех областей знаний: технологии, педагогики и учебного контента (или содержания). Если изобразить это в виде диаграммы Венна, то можно увидеть четыре области, которые впервые в 2006 году заметили ученые Мичиганского университета Мэттью Кехлер и Пунья Мишра.

диаграмма венна

Рассмотрим три ключевых компонента фреймворка TPACK:

  1. Учебный контент (Content Knowledge, CK) — это знание о предмете, которому преподаватель обучает. Оно включает факты, концепции, теории и принципы.

  2. Педагогическое знание (Pedagogical Knowledge, PK) — это знание о том, как обучать. Оно охватывает методы и стратегии преподавания, понимание потребностей учащихся и подходы к оценке их знаний.

  3. Технологическое знание (Technological Knowledge, TK) — это знание о технологиях, которые могут быть использованы в обучении. Оно включает в себя как традиционные инструменты (например, учебники, флипчарты), так и современные технологии (например, онлайн-ресурсы, мобильные приложения).

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Выявим проблемные моменты и проработаем программу курса. При необходимости создадим новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Модель TPACK подчеркивает важность взаимодействия этих трех компонентов, а на их пересечении появляются четыре области:

  1. Педагогическое знание контента (Pedagogical Content Knowledge, PCK) — это знание преподавателя о методах и теориях преподавания, которые наилучшим образом поддерживают конкретный учебный контент. PCK подчеркивает, что эффективное обучение требует не только экспертизы в предмете, но и понимания, как лучше всего донести этот материал до группы.

  2. Технологическое знание контента (Technological Content Knowledge, TCK) — это понимание преподавателя о том, как различные инструменты и цифровые ресурсы влияют на подачу информации.

  3. Технологическое педагогическое знание (Technological Pedagogical Knowledge, TPK) — это знание, как технологические инструменты и цифровые ресурсы могут повлиять на процесс обучения и преподавания. TPK включает в себя оценку преимуществ и недостатков технологий в контексте ведения предмета и педагогических практик.

  4. Технологическое и педагогическое знание контента (Technological pedagogical content knowledge, TPACK) — это интеграция всех трех типов знаний (педагогического, содержательного и технологического). TPACK представляет собой баланс этих компонентов, позволяющий преподавателю эффективно планировать уроки с использованием технологий для достижения максимальной эффективности при взаимодействии с учащимися.

Кстати, модель TPACK отражает не только семь областей знаний, но и принимает во внимание окружающий контекст — факторы и ограничения, которые оказывают влияние на процесс подготовки учебного материала и его подачи преподавателем.

От замены к переосмыслению: как модель SAMR меняет подходы к обучению

Несмотря на то что модель SAMR часто ставят в один ряд с TPACK, они сильно различаются по масштабу. Если TPACK — это база для проектирования образовательных программ с внедрением новых технологий, то SAMR предлагает более четкие шаги по внедрению конкретных технологий.

модель SAMR

Модель SAMR была разработана для помощи педагогам в интеграции технологий в учебный процесс. Она делит использование технологий на четыре уровня:

  1. S — Substitution — Замена: технология используется как прямая замена традиционных инструментов без изменения задачи. Например, использование текстового редактора вместо бумаги.

  2. А — Augmentation — Накопление: технология заменяет традиционный инструмент и добавляет функциональные улучшения. Например, во время звонка в Zoom приложение для заметок Note tracker автоматически создает конспект и отправляет его студентам и преподавателю на почту в конце занятия. Так студенты лишний раз не отвлекаются на фиксацию ключевых сообщений и могут посмотреть заметки с любого устройства в удобное время. Таким образом, технология не просто заменяет тетрадь, но и добавляет новые функции, которые улучшают процесс обучения.

  3. М — Modification — Модификация: технология позволяет значительно изменить задачу. Например, использование онлайн-платформ для совместной работы и обмена знаниями среди обучающихся на программе MBA. Вместо написания индивидуального бизнес-плана, студенты используют платформу, такую как Miro или Notion, для создания совместного бизнес-проекта. Они могут одновременно и в одном пространстве строить диаграммы, road и mind maps и даже использовать стикеры для отражения своих мыслей. Преподаватели в свою очередь тоже могут оставлять комментарии и рекомендации — в том же документе, что ускоряет процесс получения обратной связи и улучшает качество работы.

  4. R — Redefinition — Переопределение: технология позволяет создать совершенно новые задачи, которые были бы невозможны без нее. Например, студенты разрабатывают виртуальный стартап, используя онлайн-ресурсы для исследования рынка и создания интерактивного бизнес-плана на платформах, таких как LivePlan. Вместо традиционных презентаций они создают видеопрезентации с помощью анимации и получают обратную связь от реальных предпринимателей через LinkedIn. Такой проект может вестись при участии студентов из разных стран.

Модель SAMR иллюстрирует, как технологии могут быть интегрированы непосредственно в задачи с целью модификации обучения. Каждый уровень имеет свою цель, а выбор уровня зависит от ожидаемого результата обучения и причин интеграции технологий. Модель SAMR не предполагает, что в образовательных подходах необходимо обязательно стремиться к уровню «Переопределение». Можно остаться на этапе «Замены» и осознать, что цели урока были достигнуты, а участники обучения получили и усвоили знания. Не нужно лишний раз «изобретать колесо».

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Сочетание моделей TPACK и SAMR позволяет создать более целостный подход к разработке образовательных программ. Использование TPACK помогает преподавателям осознанно выбирать технологии, подходящие для их предмета и методов обучения. В то же время применение SAMR на этапе реализации помогает структурировать внедрение технологий, обеспечивая постепенное и эффективное развитие учебного процесса. Таким образом, обе модели дополняют друг друга, способствуя более качественному образованию и эффективной интеграции технологий в различные программы обучения.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!