Как выглядит успешная команда? На самом деле, это не группа экстравертных звезд с красивыми резюме. Состав команды значит меньше, чем то, как люди взаимодействуют, структурируют свою работу и оценивают свой вклад в общее дело — считает эксперт по поведенческой психологии и экс-преподаватель Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Нир Эяль.
После многолетних исследований он обнаружил, что в самых эффективных командах руководители искренне вникают в проблемы сотрудников и прислушиваются к их мнению. Добиться этого не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие лидеры считают, что все делают правильно для создания корпоративной культуры такого типа. Но обычно это не так: большинство из них на самом деле не слушают (или только делают вид, что слушают) сотрудников.
5 факторов, которые влияют на успех команды
Когда у людей нет возможности влиять на рабочие процессы, они испытывают разочарование и ищут способ по-другому контролировать происходящее. Часто это проявляется в тревожном, агрессивном поведении, интригах и других формах деструктивного рабочего поведения.
В исследовании компании Google 2012 года была предпринята попытка определить силы, которые помогают удержать сотрудников и повысить качество работы команды. Эксперты обнаружили пять ключевых факторов, которые отличают успешные команды от неуспешных:
-
Воздействие. Сотрудники знают, что их работа на что-то влияет.
-
Смысл. Работа важна для каждого члена команды персонально.
-
Прозрачность. У работников понятные и прозрачные роли, планы и цели.
-
Надежность. Сотрудники вовремя выполняют работу и соответствуют высоким стандартам качества, принятым в компании.
-
Психологическая безопасность. Сотрудники не боятся принимать рискованные решения и не чувствуют угрозы от коллег.
Пятый фактор, без сомнения, является самым важным и фактически поддерживает первые четыре. По словам исследователей, члены команд с высоким уровнем психологической безопасности отличаются эффективностью, реже увольняются, с большей охотой применяют идеи коллег в работе и приносят больше дохода компании.
Как обеспечить психологическую безопасность
Термин «психологическая безопасность» ввела Эми Эдмондсон, специалист по организационному поведению в Гарвардском университете. Она определила психологическую безопасность как «уверенность в том, что человек не будет наказан или унижен за высказывание идей, обсуждение проблем, вопросы или совершение ошибок».
Сказать что-то легко, но если человек чувствует, что в коллективе психологически небезопасно, он будет держать проблемы и идеи при себе. Люди опасаются, что другие посчитают их некомпетентными или плохо осведомленными. Такое поведение — естественная стратегия самозащиты в коллективе, однако оно наносит ущерб эффективной командной работе. Чем безопаснее члены команды чувствуют себя друг с другом, тем больше вероятность, что они признают ошибки, станут партнерами и возьмут на себя новые рабочие роли.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Настоящие лидеры понимают, что укрепление психологической безопасности необходимо для формирования культуры, в которой сотрудники мотивированы выкладываться на все сто процентов. Вот несколько способов обеспечить психологическую безопасность организации:
-
Сформулируйте работу как «проблему обучения», а не «проблему исполнения». Поскольку будущее всегда неопределенно, вы должны подчеркивать, что вы все находитесь в одной лодке. Дайте понять, что вы нуждаетесь в уникальном и ценном вкладе ваших сотрудников в общее дело.
-
Действуйте. Действие сильнее слова. Если вы говорите, что собираетесь сделать что-то, чтобы решить проблемы сотрудников, то обязательно выполните обещание. Потеря доверия сотрудников может негативно повлиять на моральный дух команды, что в итоге скажется на производительности.
-
Никогда не наказывайте сотрудника (или не заставляйте его чувствовать себя наказанным) за его мнение. Рано или поздно вы получите от подчиненного обратную связь, которая будет так или иначе касаться вас лично. Выслушайте его без предубеждений и воздержитесь от любого рода негативной реакции по отношению к подчиненному.
-
Практикуйте смирение. Не бойтесь совершать ошибки, говорить «я не знаю» и быть уязвимыми в отношениях со своими сотрудниками. Они не только станут чувствовать себя более комфортно, делая то же самое, но начнут больше доверять вам, оставаясь более открытыми для обучения.
-
Моделируйте поведение, которое вы хотите видеть. Это, пожалуй, самое важное, что вы можете сделать, чтобы побудить сотрудников уделять приоритетное внимание целенаправленной работе. Будьте прозрачны с вашим расписанием; дайте им знать, когда вам нужно быть в автономном режиме. И конечно, не прерывайте людей во время их сосредоточенной работы или в нерабочее время.
По материалам cnbc.com
Отрабатывайте навыки управления командой с экспертами Русской Школы Управления на курсе «Управляющий и команда: прямое и удаленное взаимодействие». Подробно об учебной программе и форматах.