Почему онлайн-курсы не всегда эффективны

Почему онлайн-курсы не всегда эффективны

Сможет ли онлайн-формат вытеснить офлайн в образовании, в чем преимущества и недостатки
онлайн-курсов и что такое смешанное обучение? Статья Константина Тютюнова, директора департамента управленческих программ обучения Русской Школы Управления.
2849

Популярность дистанционного обучения растет уже несколько лет. По прогнозам аналитиков, к 2021 году его объемы могут составить до 14% от всего рынка дополнительного профессионального образования. Но как насчет его эффективности? Способен ли этот формат стать полноценной альтернативой традиционному очному обучению? 

Некоторые онлайн-курсы проводят в реальном времени, например, вебинары или онлайн-трансляции. Такой формат практически не отличается от традиционного обучения: здесь тоже нужно подстраиваться под график занятий и отрываться от работы. Однако большая часть курсов все же содержит заранее созданные видео, тексты и тесты.

В чем преимущества онлайн-курсов

  • Их можно изучать вечером после работы, в выходные дни или в обеденный перерыв.

  • Материалы можно читать в комфортном вам темпе, а при просмотре видео устанавливать нужную скорость показа, если спикер говорит слишком размеренно.

  • Есть возможность пересматривать отдельные моменты. Некоторые учебные платформы уже встроили в видеоплеер кнопку отката на 15-30 секунд назад. Это очень похоже на реплику из зала «повторите, пожалуйста», только система (в отличие от преподавателя) сколько угодно раз слово в слово и без раздражения повторит то, что вы не поняли.

  • Самые современные и серьезные технологии работы с информацией уже давно ориентированы на онлайн. Табличные редакторы позволяют не только цифры красиво расставить, но и «поиграть данными», сделать расчет со своими цифрами. Встроенные ссылки с видео позволят увидеть упомянутое событие своими глазами, менеджер ментальных карт — сделать свое интерактивное резюме курса.  Общаться учебная группа может в мессенджере. Если вы сдаете задания на платформе курса, то у вас будет не только архив всех подготовленных заданий, но и переписка с преподавателем. В любое время вы можете вернуться к любому важному блоку.

    Если вы изучаете предмет, связанный с современными онлайн-технологиями, то у вас получается одновременный естественный доступ к учебному курсу, связанным с ним инструментам и изучаемой технологии (вероятно той, что вы сразу применяете в работе). Все в одном устройстве: ноутбуке, планшете или смартфоне. Согласитесь, что иметь единую среду учебы и работы, которая всегда с тобой —  исключительно удобно.

В чем онлайн-обучение уступает очному

Обязательная личная мотивация и дисциплина. Возможность учиться в комфортном темпе выглядит очень привлекательно, но здесь и кроется главный минус онлайн-обучения. Ученики очень легко могут отвлечься от курса: поставить ролик на паузу и отложить изучение материалов на потом. И, к сожалению, большая часть учеников отвлекается навсегда. Статистика здесь довольно печальная: меньше 10% студентов могут до конца досмотреть ролики продолжительностью от 10 минут. Длительная учеба в онлайн-режиме легко дается лишь людям с высокой степенью мотивации и дисциплины — лишь 58% слушателей изначально планируют завершить курс и только 22% из них реально это делают.

На занятиях в аудитории студенты тоже делают вид, что внимательно слушают преподавателя. Но до конца обучения в офлайн-формате по объективным причинам доходит гораздо больше студентов. Они присутствуют на занятиях, сдают тесты и все-таки получают документы об окончании обучения.

Курсы повышения квалификации и Mini MBA в Русской школе управления

Зависимость от внешних факторов. Важное преимущество офлайн-обучения – это то, что оно очень привычно и естественно для большинства участников. Десятки лет все мы учимся именно в таком формате (в школе и в университете). Этому виду обучения несколько столетий, и уже придумано множество методов и приемов, которые позволяют преподавателю сделать обучение эффективным. При таком багаже методик любое занятие можно отлично провести при целом каскаде неприятных событий: закончился маркер, нет флипчарта, сломался проектор, нет интернета – все это не беда для большинства опытных преподавателей. Однажды я видел, как занятия проходили даже без света зимним вечером (при свечах) и без переводчика для зарубежного преподавателя.

Но вот с онлайном такой фокус не пройдет. Если нет интернета, отключили электричество, зависла платформа или пропал звук, то занятие приходится переносить. Это очень молодой формат, поэтому и приемов обучения накоплено не так много, а у преподавателей не такие высокие навыки их применения.

Сложности при получении обратной связи. Ученикам важно считывать невербальную информацию, и этот аспект играет очень важную роль в повышении качества обучения. К тому же, считывание информации происходит с двух сторон. На основе обратной связи от учеников, преподаватель может быстро изменить многие параметры занятия и на лету адаптировать его под особенности группы участников. Отсутствие такой обратной связи становится серьезном барьером в работе – преподавателям приходится как бы вести диалог с собой. Многие не умеют этого делать, поэтому начинают путаться и даже забывать, что сказали пару минут назад.

В аудитории с живыми слушателями вы по мимике видите, что они что-то не поняли, а в онлайн-формате нужно самому себя контролировать: понятно ли объяснил, не слишком ли отвлеченный пример привел.

Особенно сложно в онлайне организовывать и контролировать групповую динамику. Если даются задания по группам, то преподаватель часто видит лишь итоговый вариант. В аудитории же можно видеть, как идет процесс обсуждения, прогресс в достижении поставленной цели, а значит можно вовремя вмешаться и скорректировать работу.

Возможности смешанного обучения

Некоторые эксперты считают, что смешанное обучение (blended learning) – это лучший вариант обучения. Он позволяет использовать все преимущества офлайна и онлайна, нивелируя возможные риски и недостатки. Всю базовую информацию ученики могут изучить самостоятельно в онлайне, а затем в аудитории подробно разобрать изученное и отработать применение на практике. Однако и здесь есть подводные камни.

Одновременное поддержание двух систем обучения заставляет бизнес-школы формировать команды, подготовленные к работе сразу в двух форматах, поэтому и сама система обучения становится в разы сложнее. Это увеличивает риски и создает большую вероятность возникновения сбоев в процессе обучения.

Но, в целом, если весь этот разнообразный инструментарий применяется умело и к месту, то уровень обучения гарантированно повышается. Смешанное обучение действительно можно считать вершиной профессионализма в рамках рассмотренных форматов. Пожалуй, именно такой баланс между очным и онлайн-обучением несет максимум пользы для участников курсов.

Какой формат обучения лучше и почему? Поделитесь своим мнением в комментариях к статье!

Курсы повышения квалификации и Mini MBA в Русской школе управления
comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию