ПМЭФ-2019: будущее бизнес-образования

Как меняется бизнес-образование в России и в мире, зачем менеджеры идут учиться на программы МВА и как изменится индустрия подготовки персонала среднего и высшего звена для экономики в ближайшем будущем? О чем говорили на Петербургском международном экономическом форуме — 2019.
3189

Экономике быстро меняющегося мира нужны управленцы, способные принимать верные решения в условиях постоянной неопределенности. Как и где готовить «правильные» кадры, чем восполнить нехватку специалистов? Какова роль бизнес-образования в этом процессе? Станут ли краткосрочные бизнес-курсы и непрерывное самообразование основой экономического роста?

У четырех из десяти миллиардеров, которые с нуля создали глобальные бизнес-империи, не было высшего образования. Большинство влиятельных топов западных компаний не учились в заведениях Лиги Плюща, они окончили обычные университеты.

Однако пока хорошее бизнес-образование остается основой успеха. И сегодня запрос на него стал еще более практичным: управленцы чувствуют, что могут применить полученные знания.

Ежегодно на программы МВА в мире поступает около 300 000 заявок. При среднем конкурсе 2 — 2,5 человека на место бизнес-школы выпускают порядка 100 000 управленцев в год. Ключевым критерием выбора остается дальнейшая карьера.

МВА — это не сфера образования, а рынок и карьера. Люди вкладывают деньги и время в свое будущее. Они хотят лучше понимать бизнес, обеспечить себе рост зарплаты и профессиональное развитие.

МВА в России

На Западе МВА — норма: 23% управленцев (из числа и начинающих, и опытных) имеют степени МВА. В России таких лишь 18%, причем их гораздо меньше на уровне начинающих менеджеров. Это связано с тем, что наши управленцы в среднем моложе на 10 лет. Часто они попадают на стартовые позиции не с курса МВА, а после работы в консалтинговых компаниях.

Последнее время это был привычный трек: чтобы попасть на хорошую позицию, нужно было начать карьеру в одной из компаний «Большой четверки» и проявить себя. Такая ситуация наблюдалась с 2000 по 2015 год, когда российский бизнес развивался быстрыми темпами.

Сейчас ситуация изменилась: для достижения успеха приходится прилагать больше усилий. В корпорациях (не стартапах) наличие МВА или Executive MBA стало нормой. 30% руководителей высшего звена таких компаний и в России, и на Западе имеют степень МВА.  

Зачем люди идут в бизнес-школы

Эйчары и руководители компаний, которые нанимают молодых менеджеров, при выборе программ обучения обращают внимание на несколько факторов. Это одновременно ожидания и требования к соискателям:

  1. Soft skills: как работать и развивать людей, как вести переговоры и выступать публично? Эти навыки больше связаны с личным профилем сотрудника.

  2. Цифровая трансформация: как понять, что происходит на рынке, чему нужно научиться, чтобы вернуться на передний край?

  3. Управление изменениями и проектами: что придумать новое, чтобы компания росла?

  4. Эффективные бизнес-процессы: как считать деньги и результативность сотрудников?

У тех, кто приходит на программу МВА не от компании, а самостоятельно, ожиданий больше:

  1. Инструменты для вывода бизнеса на новый уровень развития.

  2. Новые знания, системный взгляд на бизнес.

  3. Запуск нового бизнеса или бизнес-проекта, поиск идей для следующего проекта.

  4. Бизнес-контакты.

  5. Перезагрузка, переосмысление своей деятельности.

  6. Новый шаг в личностном развитии.

  7. Рывок в карьере.

Как выбирают программы МВА

При выборе бизнес-школы люди прежде всего обращают внимание на стоимость программы и конкурс. По этим признакам рынок бизнес-образования условно делится на три большие группы:

  1. Школы с небольшим конкурсом и относительно невысокой стоимостью программ. Таких в мире порядка 850.

  2. Группа сильных и признанных игроков. Их программы стоят дороже и конкурс в них выше (IMD, INSEAD, HEC).

  3. Выдающиеся школы. Таких школ всего три: Harvard, MIT, Stanford. Они стоят дороже других, а конкурс достигает 10-15 человек на место. Важнейшим критерием в этих школах является селективность: важно не то, чему учат, а то, какие люди находятся в учебном классе.

Селективность — один из главных критериев выбора бизнес-программы. Если группа слабая, то на выходе у всех будет слабый результат.

Константин Тютюнов, руководитель департамента управленческих программ обучения Русской Школы Управления
У четырех из десяти миллиардеров, которые создали глобальные бизнес-империи с нуля, не было высшего образования. Вопрос, нужно или нет высшее образование для успеха в жизни, мне кажется вечным. Когда-то это было элитное образование, которое получал один человек из ста. Такие люди ценились на вес золота. Теперь же до 50% населения получает высшее образование. И вдруг обнаружилось, что если каждый второй имеет высшее образование, то оно уже не является очевидным преимуществом. Более того, есть яркие примеры успеха без высшего образования, а качество высшего образования, его современность и практичность содержания постоянно критикуются.

Нужно ли вкладывать годы жизни и немалые деньги в такой сомнительный актив? Общая статистка говорит, что нужно. Средний доход людей с высшим образованием заметно выше, чем у людей без него. Людям с образованием значительно легче устроиться на хорошую работу. 

Четыре человека из десяти самых богатых, которые сделали свое богатство сами, не получали высшее образование (бросали на первых-вторых курсах). Но я считаю, что это очень образованные люди. Цукерберг каждый год ставит себе большую задачу на изучение нового: выучить китайский язык или запрограммировать искусственный интеллект своего умного дома. Лично мне было бы проще поступить в ВУЗ и пройти обучение по готовой программе высшего образования, чем за один год самостоятельно научиться программировать искусственный интеллект. Это ярко показывает навык самообразования «человека без образования». Если вы уверены, что ваш навык самообразования очень развит, конечно, вам будет проще изучать нужные вопросы самостоятельно.

Мне кажется, что многие люди бросают обучение (или обучаются спустя рукава) потому, что учебные центры предлагают «стандартные программы». Ученикам для получения крупицы полезной именно им информации нужно «отсидеть несколько лет за партой» и прослушать еще 90% лишней информации. Им хочется получать нужные 10% данных, затрачивая на это 10% от стандартного времени обучения. И рынок образования предлагает такие решения. Существуют десятки тысяч разных специализированных краткосрочных программ. Они не дают «корочки о высшем образовании», но дают возможность выбрать именно то, что вам подходит и в оптимальное время. 

MBA-программы стали хорошим решением для многих руководителей. Это не высшее образование. Это изначально минимум в два раза более короткая программа, чем высшее образование. Ее специализируют на темах, которые важны человеку, достигшему руководящих позиций. Но считаю, что давно надо идти дальше. MBA должно стать еще короче и интенсивнее, более гибким по содержанию, чтобы соответствовать отрасли, должностному уровню ученика и минимально отрывать его от рабочего процесса. Учебные заведения, которые предложат такие условия, завоюют образовательный рынок.
 

Бизнес-образование для разных карьерных периодов

Поскольку в мире заметно растет продолжительность жизни, трудоспособный возраст тоже увеличивается. Можно выделить несколько жизненных периодов по потребностям и мотивации к обучению:

1. Первый трудоспособный возраст — от 15 до 30 лет. Человек заканчивает вуз, ищет новые горизонты, он мобилен и готов к релокациям. Основной карьерный и образовательный запрос — быстрый рост.

2. Второй трудоспособный возраст — от 30 до 55 лет. Появляется семья, квартира и машина в кредит, дети. В выборе человек уже не так свободен, ему приходится работать, чтобы обеспечивать близких. Запрос на бизнес-образование меняется: на первый план выходит профессиональное признание и новые смыслы.

3. Третий трудоспособный возраст — от 55 лет. В этот период многие проблемы решены, появляется мотивация делиться накопленным опытом.

Программы МВА в основном охватывают первый трудоспособный возраст. Для второго трудоспособного возраста есть формат Executive MBA — обучение для опытных и взрослых людей.

А вот как работать с серебряным возрастом — зона поиска всех бизнес-школ. Какой формат обучения предложить, чтобы люди старшего поколения могли делиться своим опытом? Отчасти ответом на этот вопрос стал новый формат — Doctor of Business Administration (DBA). Таких программ всего пока 20-25 в мире, их только начинают формировать. На эти курсы приходят менеджеры 45-55 лет, чтобы переосмыслить свой опыт с научной точки зрения и даже начать преподавать.

Глобальные тренды бизнес-образования в 2019 году

По мнению Дениса Конанчука, академического директора Московской школы управления «СКОЛКОВО», сейчас индустрия бизнес-образования по обороту занимает четвертое место в мире. И запрос на обучение и в России, и в мире будет только расти.

Можно отметить несколько глобальных отраслевых трендов:

1. Новое содержание: проекты и человек

Как понять, стоит ли тратить время на обучение бизнесу? Появляется новое содержание: если раньше был набор обязательных дисциплин из стандарта бизнес-школы, то сейчас на первый план выходят реальные проекты и человек. Это то, с чем работают в классе. В топ дисциплин, которые стали востребованы в последние 10 лет, вошли предпринимательство, лидерство, этика и социальная ответственность.  

В рамках этого тренда возникают дополнительные вызовы:

Автоматизация. Как конкурировать с роботами? Оказалось, что автоматы показывают себя лучше и в рутинных, и в умственных операциях — они лучше считают, быстрее думают. Где место человека, в чем он превосходит искусственный интеллект?

Мы превосходим машины в работе с исключениями и неопределенностью, мы способны задавать себе правильные вопросы и отвечать на них, обладаем волей и энергией, эмпатией. На развитие этих аспектов все бизнес-школы начинают обращать внимание.

Потребность работы с реальными проектами. Многие бизнес-школы сотрудничают с конкретными заказчиками и ставят студентам определенные задачи. Так возникает альтернативная карьерная траектория: студенту уже не нужно начинать с консалтинга и ждать, когда ему предложат позицию поинтереснее.

2. Цифровизация обучения

В 2012 году появились первые массовые открытые онлайн-курсы (МООС) для программистов и дизайнеров. А сейчас пятая часть обучающего контента связана с управленческой подготовкой.

Тренд на создание wow rooms (window on the world). Это нелекционный онлайн-формат. В нем преподаватель становится звездой телешоу, а разбор бизнес-кейсов происходит онлайн. Перед профессором 60 экранов, в каждом из них — студент. Они решают проблемы и разбирают кейсы в онлайн-режиме.

Преимущества такого формата — интерактивность: преподаватель видит каждого студента и может обращаться к нему напрямую. Связка «студент — профессор» в таком формате еще прочнее, потому что есть запись занятия и преподаватель после урока пользуется ею, комментируя ответы ученика. Такие комнаты уже есть в десятке топовых бизнес-школ.

Анализ данных. Предиктивная аналитика. Скоро появятся интерфейсы, которые будут собирать гораздо больше данных о прогрессе студентов и прогнозировать дальнейшие перспективы их обучения. Эта информация поможет выстраивать индивидуальные траектории обучения.

Искусственный интеллект в виде мобильного помощника. Это своеобразный аналог Siri, который ведет образовательную траекторию каждого студента, напоминает, консультирует, дает обратную связь как тьютор.

Нейроинтерфейсы и биометрия. Специальные программы и тесты для оценки склонностей человека к риску. Склонность к риску — одно из важных качеств предпринимателя, которое нельзя развить. Оно определяет его готовность принимать риски и работать с ними. Зная о склонностях студента, можно рекомендовать правильную программу обучения.

Виртуальная и дополненная реальность. По мере совершенствования эта технология будет набирать популярность.

3. Обучение через опыт (Experiential learning)

В бизнес-школы приходят люди с опытом. Менеджеры учатся не так, как бакалавры: вторые в основном собирают знания про запас, а первые идут учиться, чтобы решить конкретную проблему. В таких программах студентов погружают в сложные обстоятельства (например, совместное восхождение на гору, ночевки в палатках), в которых они делятся своим опытом и обсуждают возможные карьерные перспективы.

Международные профессора и опыт. Это уже не тренд, а обязательное условие. Преподаватели-иностранцы помогают студентам понять, как делают бизнес в другой среде.

Составляющие нового бизнес-образования (МВА)

Можно выделить пять составляющих передовых бизнес-программ:

  1. Профессора мирового уровня, которые не ограничиваются теорией, а строят обучение в формате дискуссии.

  2. Новый ты — развитие лидерских качеств и работа с личным проектом.

  3. Команда и уникальное бизнес-сообщество — одногруппники, которые становятся бизнес-партнерами.

  4. Международный опыт для сравнения бизнес-стратегий.

  5. Реальные проекты и обучение на опыте.

В статье использованы тезисы из выступления Дениса Конанчука, академического директора Московской школы управления «СКОЛКОВО», на панельной дискуссии «Бизнес-образование сегодня: зачем новому поколению МВА?» Петербургского международного экономического форума — 2019.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!