Как составить план личного профессионального развития на год

Как составить план личного профессионального развития на год

Три важных шага, этапы и инструменты для повышения уровня компетенций
3320

Советы преподавателя Русской Школы Управления, эксперта-практика в области управления персоналом, развития бизнеса и повышения личной эффективности Олега Гамазина.

Содержание:

Как составить план развития: три шага

Этапы развития компетенций

Инструменты для развития компетенций

По данным исследования Работа.ру, 60% работодателей отмечают несоответствие части сотрудников их должностям. Причем 30% представителей российских компаний уверены, что у некоторых кадров есть неактуальные навыки для своих должностей, а 17% считают, что в их организации есть люди, которые переросли свои позиции. 13% заявляют, что некоторые перспективные сотрудники получили должность «авансом» и покажут себя в будущем.

Чтобы составить план саморазвития на год и добиться прогресса на работе, нужно понять свои жизненные цели и карьерные планы. У любого специалиста есть четыре варианта развития.

  1. Карьера. Вы составляете план карьерного роста, хотите сделать управленческую карьеру, стать топ-менеджером.

  2. Экспертное развитие как специалиста. Например, айтишник может осваивать новые языки программирования, программные продукты. Необязательно быть
    директором — например, хороший сварщик может зарабатывать до 250 000 руб. в месяц.

  3. Кросс-функциональное развитие. Осваивать новые направления: от продаж идти в закупки, анализировать коммерческую деятельность, чтобы узнать, как компания работает в целом.

  4. Путь предпринимателя: когда вы задумываетесь, сможете ли монетизировать свои знания и умения, готовы ли люди за это платить, есть ли у вас идея, которая понравится потребителям. Самый простой вариант — купить франшизу, открыть по ней, например, кофейню или ресторан, самостоятельно реализуя свои планы и задачи.

Смотрите также: Как повысить свою стоимость на рынке труда

Как составить план развития: три шага

Шаг 1. Определите, как вы себя видите в дальнейшем. Простой и хороший вопрос в этом случае — кто я через пять лет? Чем занимаюсь, кем себя вижу? Какие у меня должность, карьера, статус? Где я живу, какой у меня доход, что у меня с семьей? Одним словом, сначала нужно сориентироваться, какой вариант развития вы для себя выбрали. Тогда будет проще понять, чего хотите добиться в следующем году.

Если по какой-то причине найти ответы на эти вопросы не удалось, определите, как вы себя видите сейчас. Например:

  • Я занимаю такую-то должность в этой компании, чего бы я хотел добиться в следующем году?

  • Я бы хотел/хотела остаться на этой должности, или чего-то добиться в своей компании? Если вы хотите реализовывать какие-то проекты, получить новую должность — как минимум это неплохо было бы согласовать с шефом. И если вы увидите его готовность, можно приступать к делу собственного развития, определить, каковы требования к
    делу/должности, которыми вы хотите заниматься. Таким образом, первая
    задача — составить список всех компетенций, знаний, навыков, которые нужны для новой должности, проекта или просто в рамках выбранного пути развития в ближайшем году.

Шаг 2. Когда список компетенций и знаний составлен, появляется задача выявить ключевые (колесо компетенций). Выпишите восемь из них и определите уровень развития каждой. Например, вы хотите стать управленцем, занять определенную позицию, и с этим согласно руководство. Одним из требований к должности будет наличие развитых управленческих компетенций. Напишите, какими они должны быть, из чего они состоят и какими вы владеете сегодня.

Шаг 3. Сформулируйте для себя: повысить уровень какой компетенции вы бы хотели в следующем году. Здесь появится главный вопрос, как именно ее развивать, и эту задачу можно разбить на несколько этапов.

Этапы развития компетенций

Первый. Теория: чтение, самостоятельное изучение, анализ интернет-источников. Допустим, вы хотите развить ораторское искусство. Для этого купите несколько книг на эту тему, чтобы составить первичное представление о компетенции, понять, какими знаниями она формируется.

Второй. Переход к практике:

  • Можно записаться на курсы, к тренеру, коучу.

  • Можно потренироваться, найдя «свободные уши» — договориться с друзьями, родственниками и отработать практические вопросы.

  • На работе можно попросить руководителя, представителя HR-департамента оценить вас, дать обратную связь или выступить наставниками для развития компетенции.

Инструменты для развития компетенций

Идея года. В среднем рабочая практика человека составляет около 40—50 лет. 20 лет учебы, 20—30 лет практической активной работы. В течение года можно подтянуть одну узкую тему, не отвлекаясь ни на что другое (речь идет о компетенциях, приближенных к профессии, а не о высшей математике).

Например, вы занимаетесь дизайном, и за год можете разобраться в рекламной композиции или в определенном стиле мебели. Этот подход позволяет за 2—5 лет качественно освоить около десяти тем. И в них стать экспертами хорошего уровня. Таким образом, получается освоение 10—12 тем на пиковом, экспертном уровне за все время активной работы. Вы сможете войти в десятку специалистов в стране, и уж точно станете лучшим в компании в выбранной специализации.

Двумерные списки. Если у вас в планах несколько направлений развития, можно взять две наиболее важные идеи и расписать преимущества и недостатки каждой. И разобрав их, определить, что для вас важнее, интереснее.

Практический продукт. Существует выражение: «Хочешь что-то изучить — начни это преподавать». То есть для того, чтобы разобраться в теме, нужно информацию проговорить и объяснить. Для закрепления полученных знаний следует конвертировать их в конкретный практический продукт. Это может быть статья, книга, выступление внутри компании, тренинг.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления «Как не сгореть на работе. Управление стрессом в условиях многозадачности» в удобном формате EPUB
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.
Новогодние планы и отчеты. Введите еженедельные и ежегодные отчеты. Собирайтесь с друзьями в декабре и обсуждайте свои планы на будущий год. А потом регулярно по пятницам рассказывайте семье или друзьям, что интересного вы изучили по заявленной в начале года теме, что нового узнали. Такая система контроля станет элементом дисциплины, мотивируя разбираться в теме, над которой вы работаете.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!