В мире растет спрос на квалифицированных работников: уже сейчас семь из десяти работодателей отмечают нехватку персонала, обладающего нужными техническими и личностными компетенциями. Такие данные приводит Deloitte в новом исследовании Global Human Capital Trends. Решить проблему кадрового голода можно при помощи системы корпоративного обучения — вырастить специалиста внутри компании зачастую оказывается проще, чем найти на рынке труда.
Для проектирования образовательного процесса используют инструменты педагогического дизайна. Его алгоритмы, которые называют педагогическими моделями, основаны на когнитивных особенностях, влияющих на получение знаний и навыков. В этой статье мы расскажем о принципах, которые лежат в основе корпоративного обучения, и различиях моделей.
Что такое педагогический дизайн
Педагогический дизайн (instructional design) — это инструмент организации обучения, с помощью которого можно разработать оптимальную образовательную стратегию и подать материал таким образом, чтобы знания были эффективно усвоены и успешно применялись на практике. В педагогическом дизайне нередко употребляется обобщающий термин «обучающий опыт»: он совмещает все, что имеет отношение к образовательному процессу. Это цели, которые должны быть достигнуты во время обучения, создание образовательных материалов, выбор подходящей платформы, выбор способа оценки результатов.
В педагогическом дизайне используются принципы педагогики и науки об обучении взрослых (андрагогики), предполагающей активное вовлечение учеников в процесс. Его применяют везде, где существует необходимость обучать: в образовательных заведениях и проектах, в корпоративном развитии, при создании онлайн-курсов, учебных материалов, методичек и презентаций.
Модели и принципы педагогического дизайна
Мы собрали несколько распространенных моделей и принципов педагогического дизайна, которые можно использовать при проектировании системы корпоративного обучения персонала.
ADDIE
Это базовая модель педагогического дизайна, на основе которой сформировались все последующие. Она линейна, состоит из пяти ступеней:
-
Analysis — анализа.
-
Design — проектирования.
-
Development — разработки.
-
Implementation — реализации.
-
Evaluation — оценки.
Ключевая идея ADDIE: разбить процесс на фазы и завершать предыдущую прежде, чем приступаете к следующей.
Анализ. На этом этапе нужно оценить навыки и знания, которые уже есть у учеников-сотрудников, а также каких навыков и знаний им не хватает. Проведите анализ аудитории. На основе полученных данных сформулируйте цели обучения.
Дизайн. Определите инструменты для достижения обучения. Это содержание образовательной программы — изучите предмет и массив данных, составьте план и содержание уроков. Решите, как она будет организована, в какой форме, на какой платформе, какая система оценки будет использована.
Разработка. Создайте и протестируйте обучающие курсы и учебные материалы.
Реализация. Если обучение проходит онлайн, загрузите материалы на обучающую платформу, проведите курсы. В этап реализации входит не только процесс передачи знаний и навыков, но и использование их на практике.
Оценка. Сопоставьте результаты обучения со сформированными на первом этапе целями.Смотрите также: Основные задачи корпоративного обучения
Модель ADDIE универсальна и подходит для работы над любой задачей, если образовательный процесс линеен и не несет много рисков. Используйте его, если на ранних этапах сложно допустить ошибку, все понятно и прозрачно. Учитывайте, что ошибка в процессе заставит вас возвращаться на предыдущие этапы и выстраивать все заново — в этом особенность линейных педагогических моделей.
SAM
SAM (Successive Approximation Model), модель последовательного приближения, в отличие от ADDIE, является не линейной, а циклической и гибкой моделью педагогического дизайна. В ней процесс делится на короткие шаги, итерации, а фазы повторяются, пока не будет достигнут оптимальный результат. В SAM быстро создается прототип учебного курса, который можно предъявлять заказчику для контроля и обратной связи, тестировать и постепенно улучшать.
Стадия подготовки. Как и на стадии анализа в ADDIE, на этом этапе происходит ревизия и сбор информации. Результатом должна стать предварительная концепция образовательного продукта.
Стадия дизайна состоит из фаз «дизайн — прототип — оценка», которые повторяются несколько раз. Прототип учебного проекта создается в финале первой итерации. Его нужно проанализировать и решить, что стоит добавить, а затем пройти этот круг еще раз, пока дизайн проекта полностью не удовлетворит заказчика.
Стадия разработки состоит из такого же циклического повторения фаз «разработка — реализация — оценка». Когда стадия дизайна окончена, курс отправляется в разработку и реализацию. Так прототип проекта становится прототипом продукта, который можно тестировать на учениках. Чтобы он перешел на вторую итерацию, нужно собирать обратную связь у сотрудников и оценивать результаты обучения. На основе этого анализа в продукт вносятся корректировки. Курс можно улучшать неоднократно и периодически обновлять.
Есть упрощенная версия SAM, которая подходит для небольших проектов: делаете анализ, затем готовите дизайн и сразу переходите к разработке прототипа, после обратной связи переходите опять на стадию анализа, и затем по кругу.
SAM — практико-ориентированная модель. Она подойдет, если конкретного образовательного решения на этапе анализа не возникло, и есть готовность искать его в процессе работы. Удобство SAM в том, что готовый к тестированию прототип появляется в самом начале, а каждый новый цикл только совершенствует его. Ошибочные гипотезы можно отбросить, они обходятся дешево — не нужно начинать проект снова, требуется лишь очередной цикл «анализ — дизайн — прототип».
Action Mapping
Карта действий (Action Mapping) — модель визуального проектирования, предложенная тренером и методистом Кэти Мур. В рамках этой модели сначала выявляются бизнес-цели и задачи, которые предстоит решать, а затем уже под них разрабатывается стратегия действий. Перед разработкой учебного проекта нужно ответить на вопросы:
-
Какие задачи есть у компании?
-
Что должны научиться делать сотрудники, чтобы справляться с этими задачами?
Работа над проектом в Action Mapping проходит в четыре этапа:
Определение бизнес-целей. Нужно ответить на вопрос, чего компания хочет достичь с помощью обучения?
Выработка понимания, что сотрудники должны делать, чтобы выполнить цель. На этом этапе важно выявить и то, что сотрудники не делают, хотя должны. И понять причину бездействия: например, отсутствие знаний, или нехватка мотивации, а может быть, недостаток тренировки.
Практические действия. Сформулируйте, что конкретно нужно делать, чтобы достичь цели. Как практиковаться, как устранить мешающие факторы.
Обучение. Спроектируйте образовательное решение, подготовьте план, создайте учебный контент.«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Action Mapping ориентирована на обучение в процессе работы и оптимизацию кадровых ресурсов. Она поможет выявить неэффективные шаблоны действий, устранить причину их появления. С помощью карты действий сотрудники смогут освоить новые модели поведения на практике.
В своем блоге Кэти Мур подчеркивает, что ее метод создан не для дизайна разовых образовательных программ, а для постоянного мониторинга и улучшения рабочего процесса. «Action Mapping помогает разрабатывать и внедрять обучающие активности, а не создать курсы. Карта нужна, чтобы менять привычки, а это требует регулярных повторяющихся действий. Прохождение курсов или иных однократных обучающих программ может быть одним из элементов карты, но фокус все равно должен смещаться на практику», — говорит Кэти Мур.
9 принципов обучения Ганье
Модель американского психолога Роберта Ганье основана на девяти элементах эффективного образовательного процесса, которые проходят дети и взрослые во время обучения. Законы физиологии, которые лежат в основе модели, облегчают процесс разработки корпоративного обучения, повышают эффективность процесса.
-
Завладейте вниманием ученика. Постарайтесь вызвать любопытство и заинтересованность. Например, выделяйте важное в материале, задавайте вовлекающие вопросы.
-
Объясните ученику цели обучения. Слушатели должны знать, какого результата от них ждут и зачем.
-
Стимулируйте участника обучения обращаться к знаниям, которые у него уже есть. Важно создать связь между старыми и новыми данными. Это улучшит усвоение материала.
-
Предоставьте новый материал. Это основной этап обучения: материал важно подавать дробно и в оптимальной форме, в соответствии с заявленными целями обучения.
-
Помогите усвоить новые знания. Предлагайте учащимся дополнительные материалы, не ограничивайтесь только лекциями. Например, порекомендуйте статьи и книги по теме.
-
Побуждайте применение знаний на практике. Нужно перевести знания из теоретической плоскости в практическую. Добавляйте задания, которые помогут применить усвоенное.
-
Обеспечьте обратную связь. Проверяя выполненные задания и финальные тесты, объясняйте исправления.
-
Оцените результаты обучения. Не используйте только тестирование, просите учащегося объяснять логику своих рассуждений.
-
Помогите запомнить материал и перенести его в работу. Создайте материалы, которые помогут вспоминать курс, например, памятки или чек-листы.
9 принципов Ганье можно применить к любой образовательной стратегии, потому что эта модель основана на общем когнитивном процессе работы с новой информацией. Принципы подойдут для планирования урока или тренинга. Их можно использовать полностью или выборочно. Модель Ганье подходит как для группового обучения, так и для корпоративного менторства.
Таксономия Блума
Модель, которую внедрил американский психолог Бенджамин Блум, разделяет процесс усвоения материала на три стадии и шесть уровней понимания материала.
-
Когнитивная стадия:
Получение знаний. На этой стадии изучается теоретический базис и происходит его запоминание учеником.
Понимание. Ученик может пересказать, систематизировать полученную информацию, привести примеры и аналогии. -
Аффективная стадия:
Применение. Участник обучения может использовать знания на практике и различает типы задач, для которых они применимы.
Анализ и синтез. Слушатель в состоянии выйти за рамки инструкций, проанализировать их и увидеть ошибки. -
Психомоторная стадия:
Оценка. Подключается критическое мышление. Ученик в состоянии самостоятельно оценить ситуацию, произвести сравнение и предложить оптимальные варианты решений.
Создание. Ученик может обобщать и использовать творческое мышление: знания полностью освоены и теперь он способен самостоятельно модифицировать шаблоны действий, если этого требует ситуация.
Эту модель используют для разработки тестов: ориентируясь на стадии, можно понять, насколько эффективно прошел курс, на каком уровне находится обучаемый, что еще нужно, чтобы он освоил навык.
Модель Дика и Кэри
Модель Дика и Кэри еще называют «моделью системного подхода». Как и в ADDIE, в ней все начинается с постановки цели, но последующие процессы идут не линейно, а параллельно друг другу, что позволяет вносить изменения сразу на нескольких уровнях.
Постановка целей:
Этап 1. Определите цели и задачи, проговорите их с учащимся.
Анализ:
Этап 2. Анализ имеющихся знаний: проведите тесты, выявите пробелы в знаниях и заполняйте их целенаправленно.
Этап 3. Исследуйте аудиторию. Оцените учащихся, постарайтесь определить какие их личные качества соотносятся с целями и задачами курса. Узнайте, как ученикам проще воспринимать информацию.
Этап 4. Опишите критерии оценки производительности — тот реальный результат, который должен быть достигнут благодаря обучению.
Этап 5. Продумайте систему, которая позволит оценить результаты обучения и производительность. Определите, как будете выявлять сильные и слабые стороны курса, определять эффект от практических заданий.
Разработка:
Этап 6. Разработка стратегии самого обучения. Этап исследований закончен, можно приступать к разработке курса.
Этап 7. Подбор учебных материалов, кейсов, упражнений. Выбор платформы и форматов.
Оценка:
Этап 8. Проведите тест-драйв, это поможет определить слабые места курса и внести изменения перед запуском.
Этап 9. Итоговая оценка на основе отзывов учащихся (в конце каждого урока и финальных экзаменов), наблюдения за сотрудниками после курса, чтобы понять как они справляются с реальными кейсами, и динамикой бизнес-показателей. Собрав данные, проанализируйте их, внесите соответствующие изменения в курс.
Модель Дика и Кэри подойдет для любых образовательных продуктов. Она решает главную проблему модели ADDIE — возвращение на предыдущую стадию без серьезных потерь. Модель Дика и Кэри основана на глубоком предметном анализе компонентов обучения: учеников, их знаний, личных качеств и условий, в которых они будут усваивать информацию. Это помогает избегать ошибок при разработке и внедрении обучения.
Принципы обучения Меррилла
Исследователь образования доктор Дэвид Меррилл в 2002 году предпринял попытку объединить теории проектирования образования в набор из пяти универсальных принципов, который будет верен для каждой их них. Итак, чтобы обучение прошло успешно, необходимо:
-
Вовлечение. Ученик должен быть вовлечен в решение проблем и заинтересован в своем обучении.
-
Обращение к уже имеющимся знаниям. Новые знания должны согласовываться с уже полученными.
-
Адекватная подача. Знания должны быть «доставлены» разнообразными инструментами и теми способами, которым ученику проще всего их усвоить.
-
Применения. Материал должен быть закреплен практическими заданиями.
-
Интеграция. Знания должны быть практически востребованы учеником и применимы в дальнейшем.
Как и 9 принципов Ганье, модель Меррилла — это общепедагогические принципы. Их можно использовать как памятку при разработке любого обучающего продукта и комбинировать с системными моделями, в фокусе которых — непосредственно сама разработка образовательных курсов.