Как определить свою потребность в обучении

Как определить свою потребность в обучении

Анализируя свои реальные потребности, можно распознать искреннее желание учиться и не стать жертвой моды на образование.
4652

Согласно статистике, половина обучающихся бросают уже купленные курсы на полпути. Их не мотивируют даже зря потраченные деньги. Многие студенты действительно не рассчитывают нагрузку или ошибаются с выбором программы. Но есть и те, кто просто поддается мощному тренду непрерывного образования, однако делают это не своевременно: начиная учебу, они не оценивают реальную необходимость новых знаний и навыков в конкретный жизненный период.

Сэкономить деньги и выбрать правильный формат поможет предварительный анализ собственной потребности в обучении. Отправных точек для размышлений может быть несколько.

Содержание:

От задачи

От метода

От рынка труда

От хобби

От тренда

От задачи

Для специалистов по работе с персоналом одним из определяющих факторов при выборе корпоративных курсов является цель обучения. Этот же подход можно адаптировать для персонального анализа личной потребности в образовании. Полученные результаты помогут выбрать лучшее время для старта и подходящий формат подачи материала.

Существует три уровня задач, которые можно решить с помощью углубления профессиональных знаний:

  1. Первый уровень — самый простой. Это запрос на любые хорошо измеряемые KPI’s. Например, заработать больше денег, нарастить объем продаж, увеличить клиентскую базу. Также строго регламентированы правила получения научной степени или перехода в следующий ранг в компании. Сравнение текущих показателей с желаемыми покажет размер разрыва. И если он большой и совершенно вас не устраивает, то настало время получить знания, которые помогут сократить дистанцию.

  2. Вторая группа задач связана с качеством выпускаемого продукта, услуги и моральным удовлетворением текущей деятельностью. Например, освоение новой профессии, получение следующей категории мастерства, поиск путей развития, решение психологических проблем, желание сократить затрачиваемое на работу время. В этом подходе учеба превращается в источник новых эмоций, впечатлений. Навыки и осознание приходят через метод проб и ошибок. При этом ошибки не осуждаются, а анализируются для дальнейшего профессионального и эмоционального роста. Определить потребность в обучении в этом случае помогут вопросы: хочу ли я измениться, что меня держит на месте, что я получу в результате изменений. Новая информация может обновить восприятие своего карьерного положения и дать стимул двигаться дальше. Однако, чтобы не испытать разочарование, важно сразу понимать, как будут применены такие навыки в дальнейшем.

  3. Третьей целью считается жажда безоговорочного лидерства, желание стать лучшим из лучших. В случае персонального трека сюда же можно отнести и построение личного бренда. На этом уровне оказываются люди, которые уже добились результатов в профессии, выбрали постоянное направление, знают свои преимущества, известны рынку как сильные специалисты. Однако амбиции все еще не дают почивать на лаврах. В таком случае потребность в обучении будет возникать как ответ на поиск новых точек роста и запрос на статус трендсеттера. Вопрос, который стоит задать себе: как добраться до конкурентов и стать номером один в своей нише.

Учиться пока не время, если перед вами не стоит любая из этих трех задач.

От метода

Предположим, что задача четко не формулируется, а учиться почему-то хочется. В таком случае потребность в обучении можно определить при помощи одного из методов, которыми пользуются британские врачи. Они тщательно анализируют свою деятельность по разным параметрам.

Точка входа в рефлексию — это острое ощущение несоответствия текущей действительности с желаемым результатом. После определения бреши, необходимо понять, какими «кирпичиками» ее можно закрыть. Для этого в конце каждого проекта следует задать себе два вопроса: что я сделал хорошо, а что мог бы сделать лучше. Собрав несколько таких ответов, человек сможет обобщить свой опыт и понять, как усилить то, что хорошо пока не получается. В таком анализе важно выявить причины всех критических провалов: именно они укажут, где, когда и чему учиться.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Еще один метод — ежедневное ведение дневника практики в формате заметок. Это менее структурированные наблюдения, призванные подтолкнуть свободный поток размышлений, подойдут склонным к рефлексии и самоанализу людям. Метод поможет определиться не с конкретной формой обучения, а направить поток размышлений на истинность запроса.

Если оценить своевременность обучения самостоятельно не получается, на помощь приходят менторы, эксперты, руководители или даже просто коллеги. Более опытные специалисты способны проанализировать вашу деятельность и увидеть точки роста, которые не всегда находятся в области классического образования. А равноправные члены команды помогут взглянуть на работу со стороны и поделятся своим опытом учебы.

Системный подход к определению потребностей в обучении на основе специально разработанных тестов предлагают карьерные консультанты.

От рынка труда

Потребность в образовании может быть продиктована объективным состоянием разных профессиональных ниш. Например, если цель заключается в существенном росте зарплаты, возможно, стоит рассмотреть получение новой востребованной и дефицитной специальности. Для этого необходимо собрать информацию по вакансиям, должностям, оплате труда и требованиям к соискателям. Также в рамках размышлений можно составить потрет востребованного специалиста и оценить, в какой степени вы ему соответствуете в нынешней точке развития.

Прокачивать свои знания необходимо сотрудникам, перед которыми открываются хорошие перспективы в уже выбранной сфере. Получение новых навыков может ускорить продвижение по карьерной лестнице, особенно если рост в компании напрямую зависит от уровня образования.

В современном турбулентном мире рынок труда стремительно меняется, рождаются и умирают не только профессии, но и целые индустрии. Потребность в образовании может вырасти из постоянной необходимости быть конкурентоспособным и соответствовать требованиям.

От хобби

Освоение новых навыков не обязательно ведет к материальной выгоде. Творческие мастерские или интересные курсы могут стать инструментами психотерапии. Посещая такие группы, человек получает новые знакомства, меняет тип деятельности, выходит из сценария «дом-работа-дом» и находит «третье место», перезагружается и снижает уровень стресса. Возможно, учеба поможет разорвать замкнутый круг, увлечься новым хобби и взглянуть на свою карьеру под новым углом? Или же станет регулярной тренировкой мозга и такой же полезной рутиной, как поход в спортзал.

От тренда

Несмотря на то что не все студенты завершают купленные курсы, спрос на дополнительное образование в любой форме остается стабильным. Опросы показывают, что 38% россиян хотели бы продолжить учиться, при этом 83% из них довольны своим уровнем профессионализма уже сейчас. Исследование «Нетологии» показывает, что 57% опрошенных планируют в 2024 году учиться онлайн.

Современные активные специалисты вовлечены в тренд непрерывного образования, который сам по себе диктует потребность в регулярном усовершенствовании знаний. Осталось только понять, находитесь ли вы в этом тренде, или это желание навязано вам со стороны.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!