Цикл Колба: знания через трансформацию опыта

Цикл Колба: знания через трансформацию опыта

«Знание без действия бесполезно», — говорил Аристотель. Как работает модель Колба и почему на самом деле важно закреплять теорию опытным путем, расскажем в этой статье.
519

Получать новые навыки необходимо ежегодно — так, по данным ВЦИОМ, считает треть россиян. При этом взрослые воспринимают информацию совершенно иначе, чем дети, которые впитывают данные как губка. Мозг взрослого сравнивает полученные знания с тем, что уже знакомо, анализирует и выстраивает новые нейронные связи.

Содержание:

Что такое цикл Колба

Этапы обучения в цикле Колба

Чем цикл Колба отличается от традиционной модели обучения

Как применять цикл Колба на практике

Что такое цикл Колба

В 1984 году американский специалист по психологии Дэвид Колб, опираясь на работы таких теоретиков, как Джона Дьюи, Курта Левина и Жана Пиаже, предложил процесс обучения, в котором знания усваиваются через трансформацию опыта. В основе его идеи лежит цикличность процесса познания — ведь еще с древних времен люди видели развитие спиралевидным процессом.

Цикл Колба сочетает усвоение материала через познание, факторы окружающей среды, эмоции, которые влияют на процесс обучения, и чередует теорию и практику на каждом новом витке. Сегодня его теорию используют для разработки образовательных программ и как инструмент в ходе краткосрочных тренингов, интерактивных уроков для руководителей и сотрудников.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

В отличие от распространенного диджитал-образования, знания с уклоном на практическое применение и собственный опыт воспринимаются быстрее, захватывая внимание человека. Такое обучение позволяет развивать аналитическое и критическое мышление, новые навыки. При этом результат можно ощутить сразу после занятий, применив знания на практике. Вот почему обучение по методике Колба может дать впечатляющие результаты.

Этапы обучения в цикле Колба

Дэвид Колб утверждал, что обучение — это непрерывная практика. Чем больше человек тренируется, тем лучше результат. Созданная Колбом теория обучения состоит из четырех этапов, образующих цикл:

  1. Конкретный опыт. Автор считал, что нужно начать делать что-либо, если хочешь чему-то научиться. Так мы сталкиваемся с проблемой.

  2. Рефлексия. Из полученного опыта необходимо сделать выводы, проанализировать, понять, что и из-за чего не получилось, разобраться, как действовать. Так мы проживаем случившееся.

  3. Теория. Полученные выводы полезно подкрепить знаниями. Если использовать графики или другой наглядный материал, то эффект будет сильнее. Так мы выбираем варианты решения.

  4. Практика. Чтобы внедрить новый материал, необходимо перенести его на практику и увидеть, как это работает. Так мы начинаем действовать по-другому.

В основе модели Колба лежит обсуждение и разбор теории, основанной на конкретном опыте. И когда цикл завершается, создается новый опыт, который впоследствии поможет случиться другому опыту.

Чем цикл Колба отличается от традиционной модели обучения

Чтобы определить, какая из моделей обучения подходит аудитории, важно понимать их различия. Обучение по циклу Колба:

  1. Предполагает равное общение тренера и учащегося. Выводы ученики обычно делают сами, а тренер их направляет. В традиционной же модели преподаватель выступает скорее лектором. В этом смысле коучинг — один из самых ярких примеров.

  2. Включает деловые игры, кейсы, командные сессии и другие программы с активным взаимодействием. В традиционной модели встречаются в основном лекции и семинары.

  3. Способствует проработке вопросов, которые вызывают у участников сложности. В традиционном обучении индивидуальные интересы или потребности учитываются не всегда.

  4. Предусматривает совместный с тренером разбор применения знаний в работе, в традиционной модели это делает сам ученик (и то — при желании).

Как применять цикл Колба на практике

Ценность цикла Дэвида Колба, как и любой модели, в ее практическом применении. Для лучшего понимания рассмотрим пример тренинга по продажам.

Шаг первый (опыт)

Представьте, что ведущий предложил одному из участников бизнес-тренинга продать ему ручку, а остальной команде — внимательно наблюдать за процессом. Участник использовал свои знания и некоторые техники продаж и, допустим, продажа состоялась. Но дальнейший разбор полетов подсветит несовершенство выбранных решений и альтернативные варианты (которые могли бы быстрее и успешнее привести участника к достижению цели).

Шаг второй (рефлексия)

Дальше разложим полученный опыт на составляющие и увидим, что можно улучшить. Чтобы начать обмениваться идеями, следует попросить команду поделиться мнениями, ответив на вопросы:

  • Что удивило?

  • Что вызвало эмоции?

  • Что понравилось и не понравилось?

  • Что помешало достичь цели?

  • Было ли сходство с реальной ситуацией?

Шаг третий (теория)

Следующий этап тренинга включает получение теоретических знаний группой и подтверждение наблюдений. Здесь необходимо соединить исследование с полученным опытом, чтобы понять, как улучшить результат.

Шаг четвертый (практика)

Предложим команде подумать, как новый навык будет работать на практике. Для этого необходимо интегрировать в реальную жизнь приемы и техники, о которых только что узнали, например, с помощью упражнения или кейса.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!