Голоса несогласных в эхо-камере приглушены или полностью отсутствуют, а предубеждения никем не оспариваются. Психологи уверены, что признание роли онлайн-платформ в создании эхо-камер — это первый шаг к освобождению от их влияния.
Эхо-камера — это социальная среда, в которой люди получают исключительно ту информацию и мнения, которые совпадают с их убеждениями. Такая среда возникает как онлайн, так и в реальной жизни.
По мнению американского психолога Майкла Треверса, эта среда чаще всего становится местом безудержного распространения дезинформации. В результате пропасть между сторонами с разными мнениями только углубляется.
Содержание:
— Как человек попадает в ловушку эхо-камеры
Чем опасна эхо-камера
Последствия развития феномена эхо-камеры очень тревожны:
-
Она усиливает поляризацию мнений. Это приводит к усилению недоверия, страха и препятствует эффективному решению проблем.
-
В эхо-камерах процветает враждебность. Достигнуть взаимопонимания в таких условиях невозможно.
-
В эхо-камерах различные точки зрения часто игнорируются или высмеиваются. Это становится барьером для осмысленных дискуссий.
-
Эхо-камера убивает способность критического мышления, которое строится на четком принципе: прежде чем сформировать мнение относительно чего-либо, следует изучить и проанализировать информацию под разными углами.
Сегодня попасть в эхо-камеру проще простого. Ключевую роль в этом играет интернет. Благодаря социальным сетям и многочисленным новостным ресурсам практически каждый может без труда найти единомышленников.
В интернете получил развитие свой уникальный тип эхо-камеры — он называется «пузыри фильтров». Такие пузыри создаются алгоритмами, которые отслеживают ваше поведение онлайн: что вы лайкаете, чем делитесь, на что подписаны. Затем сайты используют эти алгоритмы и показывают вам контент, похожий на тот, к которому вы уже проявили интерес. В результате искусственный интеллект изолирует вас от новых идей.
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.
Аксель Брунс, автор книги «Реальна ли стена фильтров?», считает, что в результате развития алгоритмов возникает замкнутая на себе петля обратной связи, которая сводит выбор пользователя к узкому кругу однородных источников. Это происходит из-за того, что алгоритмы настраивают платформы на основе предпочтений пользователей, а пользователи делают свой выбор на основе того, что им предлагают алгоритмы.
Как человек попадает в ловушку эхо-камеры
Чтобы понять, находитесь ли вы в эхо-камере, задайте себе несколько вопросов:
-
Высказываете ли вы только одну точку зрения на проблему?
-
Подкрепляется ли эта точка зрения чем-то кроме слухов?
-
Игнорируете ли вы факты всякий раз, когда они противоречат вашей точке зрения?
Существует два психологических фактора, на которых держатся эхо-камеры: предвзятость подтверждения вместе с избирательным воздействием и эмоциональная привлекательность вирусного контента.
Предвзятость подтверждения и избирательное воздействие
Предвзятость подтверждения связана со склонностью людей отдавать предпочтение информации, которая соответствует их убеждениям и ожиданиям. Эта предвзятость влияет на поиск информации и ее интерпретацию.
В условиях эхо-камеры предвзятость подтверждения создает самоусиливающийся цикл, когда люди постоянно сталкиваются с мнениями, совпадающими с их взглядами. Это явление известно как избирательное воздействие. Например, разные страны освещают какие-либо политические события по-разному, в зависимости от поддержки той или иной стороны. В такой среде противоположные точки зрения часто игнорируются, и это упрощает понимание сложной реальности.
Чтобы противостоять предвзятости подтверждения и избирательному воздействию, изучайте разные источники информации.
Эмоциональная привлекательность вирусного контента
В социальных сетях на вирусное распространение контента сильно влияет его эмоциональная привлекательность. Такой контент должен вызывать сочувствие или возмущение. Читатель, находясь на пике эмоций, естественным образом тяготеет к яркому контенту, который соответствует его убеждениям.
Эффект вирусного эмоционального контента разрушителен — он затмевает сбалансированные и рациональные точки зрения.
Что делать, чтобы не стать очередным звеном в распространении такого контента:
-
Старайтесь критически оценивать и проверять факты эмоционально заряженного контента, прежде чем им поделиться.
-
Участвуйте в уважительных дискуссиях с людьми, которые придерживаются противоположных точек зрения.
-
Старайтесь внимательно слушать другую точку зрения. Обсуждайте какие-то события с фактами, проявляя терпение и уважение.
Помните: ваше желание, чтобы что-то было правдой, еще не делает это что-то правдой.