MBA
Личный кабинет

Как увеличить свой стресс

И довести себя до профессионального выгорания. Десять «вредных советов».
1474

В издательстве Русской Школы Управления вышла книга¹ бизнес-консультанта по деловым коммуникациям, протоколу и административному управлению, коуча, преподавателя программ МВА Елены Игнатьевой «Как не сгореть на работе, или Управление стрессом в условиях многозадачности». Публикуем отрывки, посвященные проблеме стресса и группам риска, подверженным профессиональному выгоранию на рабочем месте. Купить книгу в электронном формате можно здесь.

Профессиональное выгорание: пять групп риска

Постоянные стрессовые нагрузки приводят как к эмоциональному, так и к энергетическому истощению и провоцируют синдром хронической усталости, который впоследствии перерастает в профессиональное выгорание.

обложка книги как не сгореть на работе

Кроме того, в состоянии перенапряжения велика вероятность принятия неверного решения, которое может повлечь за собой серьезные последствия как для самой компании, так и для сотрудника.

В 1981 году Э. Moppoy (A. Morrow) был предложен яркий эмоциональный образ, как нельзя лучше характеризующий внутреннее состояние человека, находящегося в состоянии профессионального выгорания, — «запах горящей психологической проводки».

По своей сути профессиональное выгорание является профессиональной дисфункцией (ПД), которая приносит ощутимый вред в виде:

  • Прямых расходов на лечение и дополнительные отпуска.

  • Недополученной прибыли от профессиональной деятельности, которая могла быть реализована при отсутствии ПД.

  • Снижения результативности и эффективности трудовой деятельности.

  • Потери профессионализма.

  • Частичного или полного отсутствия профессионального роста и развития.

  • Деформации личности — психики человека.

  • Деформации профессиональной деятельности.

В первую группу риска при данной ПД в первую очередь попадают сотрудники, которые по роду своей деятельности интенсивно общаются с различными людьми, пытаясь решить множество задач одновременно.

К ним относятся: менеджеры по продажам, консультанты, юристы, преподаватели, работники социальной и медицинской сферы и т. п.

Особенно быстро выгорают люди с интровертным характером, поскольку их индивидуально-психологические особенности не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий: коммуникабельностью, стрессо- и конфликтоустойчивостью. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без сбрасывания отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Вторая группа риска — сотрудники, испытывающие постоянные внутриличностные конфликты, связанные с работой. Чаще всего это женщины, которые переживают внутреннее противоречие между работой и семьей и довольно часто подвергаются прессингу или моббингу в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

Получите бесплатно опросник для диагностики профессионального выгорания в формате .pdf

К третьей группе риска можно отнести людей, чья профессиональная деятельность проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В нашей стране к этой группе в первую очередь относятся люди старше 45 лет, для которых в случае неудовлетворительных условий труда вероятность приема на новое место значительно снижается по причине возрастного критерия. К этой группе также можно отнести и внешних консультантов-фрилансеров, которые самостоятельно ищут себе работу.

Четвертая группа риска состоит из людей, оказавшихся в новой, непривычной обстановке, в которой они должны проявить свой профессиональный потенциал и высокую эффективность. Это в первую очередь относится к молодым специалистам, которые сразу после обучения на дневном отделении вуза попадают в жесткие рамки офисной жизни и начинают выполнять работу, связанную с высокой ответственностью. В ходе своей деятельности многие очень остро почувствуют свою некомпетентность. И в такой ситуации симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже в первые шесть месяцев работы.

В пятую группу риска попадают жители мегаполисов, которые вынуждены жить в условиях навязанного взаимодействия и общения с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Симптомы профессионального выгорания условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

Наименьшему риску выгорания подвержены люди со следующими особенностями:

  • С высокой самооценкой и уверенностью в себе и своих силах.

  • С хорошим физическим здоровьем и целенаправленно заботящиеся о нем, постоянно занимающиеся спортом и поддерживающие здоровый образ жизни.

  • С крепкой нервной системой.

  • Умеющие конструктивно меняться в напряженных условиях, то есть быть гибкими.

  • Умеющие рационально использовать и планировать свое время и расставлять приоритеты.

  • Общительные, самостоятельные и стремящиеся опираться на собственные силы.

  • Умеющие формировать и поддерживать в себе позитивные установки и ценности по отношению как к самим себе и другим людям, так и к жизни вообще.

«Вредные советы», или Как увеличить свой стресс

В современном мире редко встретишь человека, который не подвергался стрессу. Здесь мы опишем советы, соблюдая которые вы 100% ощутите на себе стресс. При этом он будет проявляться в различных ипостасях — от усталости до полной апатии.

Сам по себе стресс оказывает большое влияние на окружающих, так как они, видя ваше состояние, начинают принижать себя, пытаются выполнить все ваши прихоти, некоторые стараются избегать общения с вами — в общем, начинается полная катавасия.

Доктора нашли в стрессе и положительную сторону. Во время стресса происходит активный выброс адреналина в кровь, что дает кратковременное ощущение бодрости и позитива. Поэтому, следуя нижеприведенным советам, вы можете значительно увеличить свой стресс:

1. Постоянно будьте в физическом напряжении!

Как удивительно это ни прозвучит, но стресс можно вызвать физически. Для этого необходимо просто напрячь мышцы. Чем сильнее напряжение, тем быстрее вы почувствуете приближение усталости, дискомфорта, стресса.

2. Не смейте вставать с места!

Такой же эффект дает сидячая работа. Потому многие работники офисов сейчас страдают от стресса. Если вы руководитель, то можете заметить, что после 3–4 месяцев сидячей работы у работника падает производительность, он быстрее устает.

3. Больше и чаще употребляйте кофе, сигареты, алкоголь!

Так же негативно на психическое здоровье влияет любимый офисный напиток — кофе. Большое содержание кофеина в организме нарушает естественный биологический процесс и может вызвать бессонницу или излишнюю сонливость. Это же относится и к никотину с алкоголем. В больших количествах эти вещества тормозят естественный ритм жизни.

4. Постоянно ищите у себя болезни!

Если уж говорить о здоровье, то достаточно прочитать какую-нибудь медицинскую энциклопедию и начать искать у себя болезни. И вы их тут же у себя найдете, даже если у вас их нет. А как поймете, что у вас лжерадикулит или лжеартрит, то будете о них постоянно думать. В итоге накрутите себя до состояния глубокой депрессии.

5. Мыслите о глобальных проблемах!

Многие любят думать в глобальных смыслах: о войнах, голоде, глобальном потеплении. Если добавить к этому постоянное подогревание подобных тем в СМИ, то получается просто горючая смесь, что опять приводит к знакомству со стрессом.

6. Подражайте звездам!

Кстати, о СМИ, а именно о глянцевых журналах. Благодаря их работе и освещению жизни знаменитостей многие люди задаются вопросами: «А почему я не такой? Чего мне не хватает в жизни? Почему они лучше меня?» Во всех этих вопросах есть пессимистические нотки, и, если их повторять про себя каждый день, то стресс вам обеспечен.

7. Идеально выполняйте ВСЕ задания!

Многие так сильно попадают под влияние журналов, что стараются делать все как можно совершеннее и качественнее. Любая мелкая ошибка или недочет способны выбить их из колеи. В итоге человек приобретает комплекс хронического неудачника.

8. Спешите, или Медлительность на работе

Очень просто получить стресс на работе — для этого достаточно все делать в спешке. Постоянные гонки со сроками сдачи проектов приводят к нервным срывам и апатии к работе.

9. Или откладывайте на потом!

Постоянно откладывайте свои дела на потом, создавая горы нерешенных проблем. Такое ведение дел создаст у вас чувство постоянной вины и беспомощности перед грудой накопившихся дел.

10. И перестаньте смеяться!

Недаром говорят, что смех продлевает жизнь и к тому же лечит некоторые болезни. Во время смеха расслабляется большинство мышц, вырабатываются эндорфины, которые ответственны за ощущение счастья, понижается кровяное давление, очищаются легкие и мышцы, повышается иммунитет.



¹Как не сгореть на работе, или Управление стрессом в условиях многозадачности / Е. С. Игнатьева. — М. : Русская Школа Управления, 2020. — ХХХ с.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!