Ближайшие пять лет российский бизнес будет вынужден переродиться полностью – либо умереть. Связано это с тем, что условия, в которых этот бизнес рождался, рос, укреплялся и набирался опыта, полностью изменились. Некоторые – на диаметрально противоположные.

Например, в 2000-е годы:
- Рынки росли и были весьма далеки от насыщения.
- Себестоимость аренды, труда и электроэнергии была очень низкой.
- Кредиты были дешевыми и доступными.
- Налоговое законодательство было либеральным, позволяло с легкостью экономить на налогах.
- Проникновение сетей со своими законами было низким.
- До 90% зарплаты в конвертах, раздробленные на сотни ИП (ради «упрощенки» или ЕНВД) сети, ворованная электроэнергия, заниженная стоимость имущества и т.д. – все это было «общим местом».
- Продажи постоянно росли, причем быстрее затрат, и потому продажа даже ниже себестоимости сегодня компенсировалась общим размером маржи завтра.
- Рост спроса позволял экономить на коммерческих и маркетинговых затратах. Если спрос есть, то за продажи могут отвечать секретари.
- Придумывать оригинальные идеи или создавать уникальную ценность было не обязательно. Можно было копировать идеи, привезенные из Москвы или из-за границы.
- Реклама работала и была дешевой. Можно было дать объявление в местной газете и увеличить выручку.
- Слепое копирование маркетинговых шагов конкурентов было эффективным способом борьбы с ними.
По тем или иным причинам все эти факторы, позволявшие многим компаниям как минимум держаться на плаву, либо исчезли, либо их роль снизилась до неразличимой. Российский бизнес вступает в новую для себя пору, в которой ему, собственно, наконец-то придется заниматься именно тем бизнесом, про который пишут в книгах. Конкуренция будет жесткой, спрос умеренным, ресурсы дорогими. Выживут не все.
Выживут те, кто:
- Обучится искусству маркетинга, сможет не только копировать конкурентов, но и создавать уникальную ценность для своих потребителей.
- Научится фокусироваться только на самом главном – на том, что создает прибавочную стоимость, все остальное передавая на аутсорсинг или предельно упрощая.
- Научится не только подсчитывать чистую прибыль, но и грамотно управлять оборотным капиталом.
- Строить долгосрочные планы, разрабатывать и успешно реализовывать стратегии.
- Научится не только выстраивать длительные отношения с клиентами, но и измерять их лояльность и эффективность, и управлять этим процессом.
- Придумают способы эффективно продвигать свою продукцию, не прибегая к прямой рекламе.
- Освоят новые каналы сбыта – дистанционную торговлю, работу с сетями или прямые взаимоотношения с конечными покупателями.
В 2020-м году мир бизнеса будет совсем не таким, как сегодня. Многие славные имена и бренды канут в лету, на смену им придут другие. Самые прогрессивные из предпринимателей и управленцев понимают это и вновь начинают учиться, получая дополнительные знания в «Русской школе управления».
Мы как консультанты тоже по мере сил способствуем тому, чтобы российский бизнес встретил новую эру подготовленным. В последние 20 лет я работал в средних и крупных российских компаниях, из них 10 – на позиции генерального директора или партнера. Мне было интересно не только работать, но и осмыслять, обобщать свой опыт, а также опыт моих клиентов, поставщиков, бизнес-партнеров. Сначала появился мой блог, а потом из блога выросла книга.
Книга «Управление бизнесом в России. Записки практика» - это сборник статей и блогов, вышедших в течение последних нескольких лет. Книга охватывает широкий круг различных вопросов – концепции управления бизнесом, стратегический маркетинг, управление персоналом и управленческие технологии. Общего у всех статей, включенных в книгу, одно – российскому бизнесу придется освоить новые технологии управления, и в книге есть много практических примеров того, как это можно сделать.