MBA
Личный кабинет
Как стать эффективным и востребованным сотрудником

Как стать эффективным и востребованным сотрудником

Три типа работников. Люди какого типа встречаются реже других и почему именно они оказываются наиболее полезными для бизнеса.
6620

Стиль работы, в том числе то, как мы взаимодействуем с коллегами и руководством, управляем конфликтами, справляемся с задачами, играет главную роль в нашей карьере. Социальные психологи называют это принципом взаимности. Профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант в своей книге-бестселлере «Брать или отдавать» излагает три ключевых стиля взаимности, которые встречаются среди сотрудников компаний:

  1. Берущие (takers) видят мир как гиперконкурентную гонку, предполагают, что другие не будут заботиться о них, и всегда ставят собственные интересы на первое место. Они могут выбрать стратегию помощи коллегам, но только тогда, когда выгода от этого превышает затраты.

  2. Обменивающиеся (matchers) работают по принципу око за око. Когда люди делают им одолжение, «обменивающиеся» отвечают тем же, не больше и не меньше. И когда они помогают кому-то, то ожидают помощи в ответ.

  3. Дающие (givers) думают о других больше, чем о себе. Они обращают пристальное внимание на то, что нужно от них людям: время, идеи или наставничество. Такие сотрудники — большая редкость, их стиль общения типичен для семейных или дружеских отношений.

«Дающие» всегда платят вперед

В любой отрасли такие сотрудники оказываются на вершине карьерной лестницы. По мере того как они «платят вперед», отдавая и часто почти ничего не получая взамен, согласно ряду исследований, «дающие» становятся более эффективными инженерами или более успешными продавцами, чем работники двух других типов.

Адам Грант предполагает, что эти высококлассные сотрудники всегда ответственно и стратегически подходят к выбору чего бы то ни было, что также делает их привлекательными в глазах работодателей. Более того, когда необходимо, они могут принять помощь и умеют не только давать, но и брать. Успешные «дающие» так же честолюбивы, как «берущие» и «обменивающиеся», просто у них другой способ достижения своих целей.

Смотрите также: Как повысить свою стоимость на рынке труда

Вообще, стиль «дающего» может на самом деле служить признаком высокого интеллекта. В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Personality and Social Psychology, эксперты проверяли интеллект людей с помощью ряда количественных, вербальных и аналитических рассуждений, а затем отправляли участников эксперимента на переговоры. Ученые выяснили, что переговорщики «дающего» стиля оказались более успешными, нежели их коллеги — они использовали свои умственные способности, чтобы найти не затратные возможности помочь другой стороне, чтобы в конечном счете получить больше.

Не все «дающие» успешны

Еще одно исследование показало, что значительная группа «дающих» сосредоточилась на противоположном конце шкалы успеха. Они наименее производительные рабочие и неудачники, по крайней мере, в глазах своих сверстников.

Что же они делали не так? Этим несчастным чистым дарителям неловко просить об одолжении или помощи. Они отдают и отдают, пока колодец не пересохнет. Например, один менеджер по продажам сильно отставал по показателям от своих коллег. Выяснилось, что он был навязчиво щедр с потенциальными клиентами, давая им бесплатные советы, чтобы помочь сэкономить на комиссионных. В результате пострадали и менеджер, и компания, в которой он работал.

Овладейте искусством ведения переговоров

Чтобы быть успешным «дающим», вы должны стать хорошим переговорщиком, научиться различать пассивную отдачу и договорную отдачу:

  • Пассивные «дающие» быстро сдаются, чтобы избежать конфликта, что ведет к неудачным сделкам.

  • Тот, кто отдает в процессе переговоров, проявляет большую щедрость и всегда сосредоточен на долгосрочных целях.

На современных рабочих местах с их кросс-функциональными командами и непрямыми структурами подчиненности мы тесно взаимодействуем со многими коллегами. Большое количество контактов, даже случайные встречи, могут втянуть нас в переговоры. Слишком часто, желая казаться командным игроком, мы быстро соглашаемся ответить «да», даже не задумываясь о последствиях. И только позже осознаем, насколько это будет обременительным для нашего графика.

Самое разумное, что можно сделать — замедлить рабочий процесс и относиться к нему, как к переговорам. Задайте несколько уточняющих вопросов, рассмотрите некоторые альтернативы, объясните проблемы, которые у вас появятся из-за этой задачи. Даже попросите что-нибудь взамен — услуга за услугу — у вашего коллеги. Когда вы освоите методы заключения таких договоренностей, из непродуктивного пассивного дарителя вы превратитесь в успешного переговорщика.

По материалам cnbc.com 

Развивайте навыки переговорщика на нашем курсе «Эксперт переговоров».
В программе:
  • Управление переговорами.
  • Жесткие переговоры.
  • Противостояние манипуляциям.
  • Распознавание лжи.
  • Профайлинг и многое другое. 
Узнать подробности и зарегистрироваться →

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!