Ежедневно руководитель сталкивается со множеством вызовов, непрекращающимся потоком задач и необходимостью контролировать одновременно несколько процессов, не говоря уже о постоянном взаимодействии с подчиненными, вышестоящим менеджментом и смежными подразделениями.
Поэтому повышение собственной эффективности — не прихоть или должностная обязанность, а в первую очередь личная необходимость, которая позволит более комфортно выстраивать рабочий процесс и сохранять тот самый пресловутый work-life balance.
Для руководителя существует несколько способов улучшить свою производительность в единицу времени:
-
Грамотное планирование.
-
Управление своим временем и расстановка приоритетов.
-
Оптимизация бизнес-процессов и внедрение контрольных точек.
-
Формирование эффективной работы с подчиненными для сохранения собственной энергии и создания новых идей, развития и улучшения основного продукта или услуги, которые компания или подразделение производит.
Последнее умение — одно из самых ценных.
Правила делегирования
Микроменеджмент, или неспособность передавать задачи подчиненным, задерживает развитие менеджера, его области ответственности и всего бизнеса. Чтобы руководитель не «выгорел» от попыток контролировать все и вся, а также не увлекался перфекционизмом, ему нужно наладить процесс делегирования. Вот шесть правил, которые в этом помогут:
Распределите задачи. Составьте список задач, которые вам нравится делать и которые вы делаете хорошо. Занимайтесь ими, все остальное можно делегировать. Отсюда следует первое правило — делегируйте то, что не умеете или что не нравится делать.
Проанализируйте свои страхи. Почему вы не хотите делегировать? Вы боитесь остаться без задач и не хотите чувствовать себя ненужным? Или не доверяете своим сотрудникам? Проанализируйте, какой из страхов мешает вам распределять задачи между подчиненными. Объясните себе, почему каждый из этих страхов нужно преодолеть.
Например, боязнь, что «они не смогут» — вы опасаетесь, что сотрудник провалит задание. Но если не учить сотрудников, они никогда не научатся. Начните с делегирования мелких задач, так вы проверите, оправданы ли ваши опасения.
Смотрите также: Как бороться с профессиональным выгораниемУзнайте свою команду. Чтобы успешно делегировать задачи, нужно хорошо знать способности каждого работника.
Развивайте сотрудников. С каждым разом поручайте им все более сложные задания. Это нужно, чтобы постепенно снизить контроль и упростить сам процесс делегирования.
Обязательно подробно объясняйте задачу, желательно по SMART, чтобы она была конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и осязаемой. Избавьтесь от мысли «быстрее сделать самому, чем кому-то объяснять». Дополнительные уточнения сэкономят вам много времени в будущем и уберегут от необходимости переделывать задание.
Действуйте после постановки задачи. Часто руководители думают, что на постановке задачи процесс делегирования окончен. Это, конечно же, не так. После того как вы дали задание ответственному сотруднику, сделайте следующее:
-
Уточните, реальны ли сроки выполнения задания, нужно ли планировать дополнительное время, видит ли сотрудник на этом этапе какие-то подводные камни, которые могут появиться во время работы?
-
Убедитесь, что сотрудник ознакомился с задачей и знает о сроках.
-
Предоставьте исполнителю необходимые ресурсы.
-
Проверяйте этапы реализации, особенно если задача долгосрочная.
-
По завершении обязательно дайте обратную связь: вместе с подчиненным проанализируйте результаты, выясните, что получилось, а что требует доработки.
Эти правила не только помогают руководителю разгрузиться, но самое важное, дисциплинируют и совершенствуют самих сотрудников. Растет их степень ответственности и самостоятельности, они практикуют навык трекинга своих задач и тайм-менеджмента, повышают уровень профессионализма.
Навыки управленца
Для повышения эффективности руководителю очень полезно развивать и свои soft skills (мягкие навыки). Одной из важных компетенций сильного управленца является развитый эмоциональный интеллект, который неразрывно связан с высоким уровнем коммуникативных навыков, то есть умением качественно общаться с подчиненными, чтобы не оставалось недопонимания; самосознанием и самоконтролем — способностью анализировать и управлять своими эмоциями, сохраняя баланс даже в критических ситуациях; и эмпатией, которая помогает управленцу оценивать эмоциональное состояние других людей и взаимодействовать с ними с учетом этих знаний.
Все это поможет руководителю создать комфортную рабочую атмосферу в коллективе и добиться максимальных результатов, при этом сохраняя мотивацию и силы для работы.