MBA
Личный кабинет
12 составляющих эмоционального интеллекта

12 составляющих эмоционального интеллекта

Какие из них развиты у вас?
28950

Знания, интеллект и способность прогнозировать будущее делают человека успешным. Но главная компетенция, которая отличает лидеров — это развитый эмоциональный интеллект: сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Значение эмоционального интеллекта

Компании все чаще смотрят сквозь призму эмоционального интеллекта на рекрутинг, продвижение и развитие своих сотрудников. Многолетние исследования показывают прямую связь между уровнем развития эмоционального интеллекта и производительностью труда. Однако многие не понимают, что овладение этим мягким навыком не происходит естественным путем.

Например, человек считает, что у него развита эта компетенция. Его любят подчиненные, он добр, уважителен, приятен в общении и чуток к чужим нуждам. И все же чувствует, что не может продвинуться по карьерной лестнице. Он попал в обычную ловушку, потому что слишком узко определяет понятие эмоционального интеллекта. Сосредоточившись на своей общительности и симпатичности, человек теряет из виду другие существенные черты эмоционального интеллекта, которых ему может не хватать. Именно они способны сделать его более сильным и эффективным лидером.

Составляющие эмоционального интеллекта

Не пренебрегайте своим развитием. Эмоциональный интеллект — это не способность быть милым и бодрым. Психолог, автор книг о лидерстве
Дэниел Гоулман считает, что уровень эмоционального интеллекта зависит от развития 12 ключевых компетенций в 4 областях. Он предлагает каждому проанализировать их, честно оценить свои сильные и слабые стороны и найти точки роста:

Эмоциональный интеллект: 12 компетенций

1. Самоосознанность

Самоосознанность — это способность настраиваться на собственные эмоции. С ее помощью вы понимаете, что чувствуете и почему, а также как эти чувства вам помогают или вредят. 

У вас есть эта компетенция?

  • Вы понимаете свои сильные стороны и ограничения. 
  • Действуете исходя из своей компетентности. 
  • Знаете, когда можно положиться на кого-то другого в команде. 
  • Имеете четкое представление о ценностях и целях, проявляете решительность.

Как развить навык

Практиковать самоосознанность можно постоянно. Главное — признать свои слабости и быть честным самим с собой. Определите навыки, над которыми вам нужно поработать, проанализируйте рабочие ситуации и события в своей жизни. Во время приступов фрустрации выясните ее причины и признаки, оцените свои чувства.

2. Управление собой (self management)

Управление собой — способность контролировать разрушительные эмоции и импульсы. Это мощный управленческий навык, особенно востребованный во время кризиса. Люди нуждаются в поддержке, и уравновешенность лидера становится основой их спокойствия.

Какими основными компетенциями в области управления собой вы обладаете?

  • Эмоциональный самоконтроль: вы остаетесь спокойным под давлением и быстро справляетесь с расстройством. Знаете, как сбалансировать свои чувства для успешного выполнения задачи.
  • Адаптивность: гибкость перед лицом изменений и неопределенности. Вы быстро находите новые способы решения проблем и умеете соблюдать баланс в условиях многозадачности.
  • Ориентация на результат: вы стремитесь к совершенству. Искренне цените обратную связь и постоянно ищете способы улучшить свою работу.
  • Позитивное мышление: вы видите хорошее в людях и событиях. Эта ценная компетенция придает вам устойчивость и готовит почву для инноваций и новых возможностей.

Курс «Школа развития лидеров»
Подключайтесь к одной из ключевых программ Русской Школы Управления по развитию личной эффективности. Вы сможете раскрыть свой потенциал, обменяться профессиональным опытом и найти новую точку опоры для развития карьеры.

Как развить навык

В минуты отчаяния не предавайтесь размышлениям и не паникуйте. Сделайте глубокий вдох, проанализируйте свои эмоции. Вместо того чтобы срываться на людей, дайте понять, что вам не нравится, и предложите свои варианты решения проблемы. Помните, что изменения и трудности в жизни всегда происходят внезапно. Постарайтесь понять контекст ситуации, скорректируйте свою стратегию и расставьте приоритеты.

3. Социальная осознанность

Социальная осознанность помогает считывать и интерпретировать эмоций других людей, часто с помощью невербальных сигналов. Социально осознанные лидеры умеют работать, внимательно слушать и эффективно общаться с разными типами людей.

Какими основными компетенциями в области социального сознания вы обладаете?

  • Эмпатия: вы уделяете все свое внимание другому человеку и тратите время на то, чтобы понять, что он говорит и чувствует. Вы всегда стараетесь поставить себя на место других.
  • Организационная осведомленность: вы можете легко прочитать эмоциональные потоки и динамику внутри группы или организации. Иногда вы даже можете предсказать, как кто-то из вашей команды отреагирует на определенную ситуацию. Стратегически анализируете события.

Как развить навык

Социальная осознанность требует хороших навыков слушания. Не обсуждайте качества других людей и не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре. Задавайте вопросы и просите других делать то же самое. Сумейте бросить вызов своим предрассудкам и найти общие черты с коллегами. Учитесь ставить себя на место других — так вы станете более чувствительным к чужим эмоциям.

4. Управление отношениями

Управление отношениями — это набор межличностных навыков, который помогает мотивировать и вдохновлять других, выстраивать гармоничные отношения с коллегами.

Какими основными компетенциями в области управления взаимоотношениями вы обладаете?

  • Влияние: вы прирожденный лидер, который может легко получить поддержку от других. Вы можете организовать вовлеченный, мобилизованный и готовый к выполнению задач коллектив.
  • Наставничество: вы способствуете долгосрочному обучению, предоставляя обратную связь и поддержку. Говорите убедительно и ясно, добиваетесь, чтобы люди были мотивированы и ясно выражали свои ожидания.
  • Управление конфликтами: вы справляетесь с разногласиями, инициируете продуктивный спор и находите беспроигрышные решения.
  • Командная работа: вы хорошо взаимодействуете с сотрудниками, принимаете активное участие в работе, разделяете ответственность и награды, а также вносите свой вклад в развитие потенциала вашей команды.
  • Лидерство: вы вдохновляете и направляете других к общей цели, всегда делаете свою работу и выявляете лучшие качества команды.

Как развить навык

С негативным взглядом на жизнь трудно выстраивать долгосрочные отношения. Вместо того чтобы думать о плохом, станьте агентом позитивных изменений. Не бойтесь идти наперекор общепринятым нормам и рисковать. Так вы сможете вдохновить и мотивировать людей, с которыми работаете.

Запомнить

  • Для успеха в карьере знаний, интеллекта и способности прогнозировать будущее недостаточно. Эксперты считают, что отличительной чертой бизнес-лидеров является развитый эмоциональный интеллект.
  • Эмоциональный интеллект — это  сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
  • Эмоциональный интеллект — это не способность быть милым и бодрым. По мнению Дэниела Гоулмана, уровень эмоционального интеллекта зависит от развития 12 ключевых компетенций в 4 областях: самоосознанности, управлению собой, социальной осознанности и управлении отношениями.
  • Проанализируйте их, честно оцените свои сильные и слабые стороны и найдите точки роста.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!