Локальным бизнесом обычно называют предприятия, которые ведут деятельность в конкретной территориальной зоне. Например, детский развивающий центр в небольшом городе, салон красоты, ветклиника, магазин товаров для хобби. Иногда такой бизнес называют «региональным», но это не совсем верно — локальным может быть и предприятие в Москве, которое интересно ограниченному кругу клиентов. Например, кофейня в спальном районе, куда посетители вряд ли поедут из центра.
Традиционные способы диджитал-продвижения для такого бизнеса часто не работают или оказываются слишком дорогими. Но это не значит, что их нужно игнорировать: клиентов в интернете можно найти и в локальном сегменте, просто инструменты следует немного изменить.
Подготовить площадки для продвижения
Для диджитал-продвижения в локальных сегментах работает тот же принцип, как и для массовых товаров: нужно найти клиентов, привести их на площадку и затем продать продукт. Начать стоит со второго и третьего шага — сделать площадки и материалы для продажи.
Принимать посетителей из различных интернет-источников можно на личный сайт или страницу в соцсетях.
Сайт следует рассматривать как статичный инструмент, с помощью которого клиент может получить информацию, познакомиться с ассортиментом компании, купить и оплатить товар, заказать доставку. Сайт обновляется реже других площадок — обычно его разрабатывают один раз, а затем меняют содержимое под новые бизнес-процессы.
Соцсети — инструмент коммуникации. Они должны не просто содержать актуальную информацию о бизнесе и ассортименте, но и давать возможность связаться с компанией, задать вопрос. Маркетологи советуют использовать несколько соцсетей, чтобы клиент мог общаться с бизнесом там, где ему удобно.
Сайт для бизнеса не обязательно должен быть дорогим — обычно для локального предприятия достаточно интернет-магазина или лендинга, сделанного в сервисе-конструкторе. Знать программирование для работы в таких сервисах не нужно, все можно сделать самостоятельно. Или заказать у фрилансера: стоимость работ — от 5000 руб. за лендинг и от 10—15 000 руб. за интернет-магазин.
Соцсети для небольшого бизнеса также не требуют отдельного сотрудника. Обычно ведением площадок занимается кто-то из инициативных работников или сам основатель компании. Принцип локального SMM — брать не количеством опубликованного контента, а качеством.
Важно изучить свою аудиторию: посмотреть контент конкурентов и проанализировать, какие посты пользователи лучше читают. Набрав первых подписчиков в сообществе, можно сделать пост с вопросом: уточнить, зачем они подписались на ваши каналы, какую информацию хотят получать.
Если бизнес представлен в оффлайне, то подписчиков и посетителей сайта можно набрать, распечатав объявление с адресом или ссылкой в QR-коде. Его нужно разместить на видном месте, например, у входа в магазин или около кассы. Еще можно провести розыгрыш среди клиентов: предлагать тем, кто уже купил продукт, скидку на следующую сделку за подписку в соцсетях. Так на площадке появятся первые посетители.
Светлана Колесникова, маркетолог, бизнес-консультант в области стратегического маркетинга и запуска стартапов:
«Важно знать интересы и потребности ваших клиентов. Спросите, где они узнают о новых продуктах и услугах. В социальных сетях нужно не только вести и продвигать свой аккаунт, но и активно участвовать в местных тематических чатах. Будьте заметными для ваших потенциальных клиентов».
Запустить таргетинг в социальных сетях
Сами по себе сайт или канал в соцсетях как инструмент привлечения не работают. Потенциальных покупателей нужно как-то найти и пригласить на свою площадку. Проще всего это сделать с помощью автоматизированной рекламы в соцсетях — еще ее называют таргетированной рекламой.
С помощью этого маркетингового инструмента вы можете выбрать, кому из пользователей социальной сети показывать рекламные креативы. Настройки отличаются в зависимости от сервиса. Например, во ВКонтакте есть возможность выбрать интересы пользователей, а также указать конкретный географический признак — людей, которые использовали приложение в определенной зоне на карте. Географические настройки не всегда работают корректно, но в целом эта функция позволяет найти тех, кто часто бывает на определенной улице, вплоть до квартала.
Кроме географии, можно использовать и другие фильтры. Например, если вы продвигаете детский образовательный центр, следует показывать рекламу людям, у которых есть ребенок.
Можно показывать рекламу подписчикам конкретных сообществ. И совмещать все фильтры. Например, найти большой городской паблик, а затем демонстрировать рекламу тем, кто подписан на него и у кого есть дети.
Одной ставки за рекламу в социальных сетях нет — все работает по аукционной системе. Вы отбираете аудиторию, а затем указываете, сколько готовы заплатить за 1000 показов или за клик по рекламному объявлению. Дальше все зависит от конкуренции — если этим же людям хотят показать рекламу многие бизнесы, то придется повышать ставку. Соцсеть на этапе настройки подскажет диапазон стоимости, которую стоит выставить. Если предложить слишком низкую цену, то рекламное объявление просто никто не увидит — сервис отдаст показы более щедрым рекламодателям.
Mini MBA: Маркетинг
Эксперты Русской Школы Управления разработали уникальный модульный курс, направленный на комплексную подготовку руководителей высшего уровня в области стратегического маркетинга и управления развитием компании.
В программе:
- Лидерство: понятие и основы лидерства, управление собой, личная эффективность, сущность бизнес-коммуникаций.
- Управление: системный взгляд на менеджмент, разработка продуктов, стратегический анализ и идеи для роста бизнеса.
- Маркетинг: функции и задачи, диджитал-маркетинг, цифровая экономика и трансформация бизнеса, конкурентная среда.
- Финансы: финансовое управление и инструменты для развития, анализ инвестиционных проектов, риск-менеджмент.
- Персонал: человеческий капитал как основа бизнеса, жизненный цикл сотрудников, формирование коллектива и системы мотивации.
- Проекты: особенности проектной деятельности, запуск, управление, корпоративная система управления проектами.
- Маркетинг (специализация).
Эта система — одновременно недостаток и преимущество. Если ситуация сложится так, что за аудиторию будет большая конкуренция, реклама может стать невыгодной — например, небольшой кофейне нет смысла платить по 200—300 руб. за один клик по объявлению, которое может и не стать хотя бы одной продажей. С другой стороны, если рекламодателей будет мало, можно рассказать о своем бизнесе большому количеству местных жителей буквально за несколько десятков рублей.
Найти местных блогеров и сообщества в социальных сетях или мессенджерах
Кроме таргетинга, рекламу в социальных сетях можно покупать напрямую у блогеров или администраторов сообществ. Для локального бизнеса этот метод хорошо работает, причем чаще всего он получается даже дешевле, чем покупка рекламы в больших сообществах.
Важно отобрать сообщества, в которых точно есть ваши клиенты — для кофейни в спальном микрорайоне нужно найти блогеров или сообщества, которые пишут конкретно об этой локации.
Можно ввести ключевое слово, например, название района, в поисковую строку соцсети. Или посмотреть, на кого еще подписаны люди, которые уже есть в вашем сообществе.
Еще один вариант продвижения — домовые чаты в мессенджерах. Как правило, в такие чаты добавляют только владельцев квартир в конкретных домах. Но можно обратиться к председателю этого дома или в управляющую компанию и за небольшую сумму разместить в чате рекламное объявление.
Отвечать на отзывы и мотивировать их писать
Семь из десяти потребителей говорят, что наличие отзывов на товар или услугу повышают шансы на покупку. Девять из десяти покупателей обращают внимание на пользовательский контент.
Для локального бизнеса это не менее важно — часто люди перед походом в кафе проверяют его название в поисковике. И попадают на страницу с отзывами в специальных сервисах: zoon.ru, flamp.ru, yell.ru, otzovik.com. Отзывы можно найти и на странице с поисковой выдачей.
Предпринимателю следует мотивировать клиентов оставлять как можно больше отзывов: так можно получить обратную связь, улучшить свой продукт и продемонстрировать востребованность товара или услуги другим клиентам.
Негативный отзыв — это повод в первую очередь разобраться в проблеме. Возможно, стоит перенести разговор с потребителем из публичного поля в личные сообщения — это важно, если нужно получить от клиента персональные данные для выяснения деталей проблемы. Или отреагировать в комментариях к отзыву: рассказать, как вы решили или планируете решить проблему.
Быстрые и конструктивные ответы помогут другим клиентам понять, что, даже если у бизнеса возникают проблемы, то их быстро решают. Значит, они могут доверять компании.
Алиса Соловьева, основатель и менеджер проектов smm-агентства «Булочная», Хабаровск:
«В регионах есть проблема — здесь мало людей и они редко меняются. Поэтому любая негативная информация распространяется очень быстро. Начинать работу над продвижением в регионе стоит с помощью настройки обратной связи. Важно обращать внимание на негатив, вести переговоры. По возможности сделать критика адвокатом бренда.
Если же бизнес никак не реагирует на человека, который оставил отзыв, то он будет и дальше рассказывать про компанию негатив. Когда в городе немного населения, этот негатив распространится быстро. А это может сказаться на репутации компании и ее доходе».
Зарегистрироваться на картах
Регистрация своего предприятия в «Яндекс.Картах» и «Google Мой бизнес» помогает прежде всего с точки зрения поискового продвижения:
-
Если кто-то будет искать конкретно ваш бизнес, он сразу увидит его на карте, сможет быстро проложить маршрут.
-
Попасть в выдачу можно, если пользователь будет искать не конкретное заведение, а общую категорию. Например, если в микрорайоне мало общепита, то при запросе «кафе» он может увидеть вашу кофейню.
-
Если добавить в профиль бизнеса в Яндексе и Google фотографии, режим работы и ассортимент, то поисковики сделают из них виджет — в выдаче он будет привлекать больше внимания, в отличие от объявлений тех, кто этого не сделал.
Кроме Яндекса и Google, компанию можно зарегистрировать в 2ГИС. Если рассчитываете на зарубежных туристов, то в Bing Local, Apple Maps и Maps.me.
Коротко: как продвигать бизнес в регионах
-
Подготовить площадки для продвижения — сделать сайт, каналы в соцсетях. Заполнить их полезным контентом. Спросить у клиентов, что бы они хотели видеть в вашем сообществе.
-
Запустить таргетинг в социальных сетях. Стоит попробовать ВКонтакте, там есть возможность геопродвижения по конкретному району.
-
Найти местных блогеров и сообщества в социальных сетях или мессенджерах. Можно купить у них рекламные посты.
-
Отвечать на отзывы и мотивировать их писать. Важно решить проблему и быстро отреагировать на обращение пользователя.
-
Зарегистрироваться на картах. Это нужно, чтобы клиент сразу понял, куда ему ехать за нужным товаром или услугой.