Любое обучение имеет простую, но очень важную цель — способствовать запоминаю, а значит, и усвоению материала. Поскольку человеку свойственно постоянно отделять тривиальное от важного, то высока вероятность того, что в какой-то момент он ошибется и проигнорирует информацию, которая в дальнейшем ему могла бы пригодиться.
Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи в нашем подкасте:
Понимая, какие факторы способствуют более эффективному усвоению материала, можно включать в процесс обучения соответствующие элементы.
Смысловая значимость
Чем содержательнее курс или вебинар, тем легче запоминается информация. Если структура обучения плохо выстроена или лишена актуальности, обучаемым будет сложнее усвоить новые знания. Вот почему важно с самого начала определить для аудитории ценность курса и показать, как новая информация поможет им в дальнейшей работе.
Чтобы улучшить запоминание материала, можно использовать приемы ассоциаций, визуальные метафоры, различные шаблоны, примеры, инфографику.
Учитывая этот фактор, при создании электронного обучения следует:
-
Создавать сильную визуальную иерархию. Не забывать о восприятии шрифтов, значении белого пространства, необходимости фокусировки и приоритизации информации.
-
Применять контраст для выделения главных смыслов. Самый простой способ — использовать жирный шрифт.
-
Создавать изображения, передающие эмоции. Обращение к эмоциям аудитории помогает ей правильно настроиться на процесс и лучше воспринимать информацию. Поэтому при выборе изображения ориентируйтесь на следующие параметры: какое чувство вы пытаетесь вызвать, используя определенный образ; актуален ли этот образ; будет ли он резонировать с аудиторией.
-
Не забывать о важности цвета. Базовое правило — использовать гармоничную цветовую палитру, которая усиливает смысл, а не отвлекает от него.
Практичность знаний
Активная практика, то есть использование новых знаний в работе, улучшает запоминание. Есть особый тип практики — распределенная или регулярная. Она дает лучшие результаты обучения, так как предполагает регулярные практические упражнения, поэтому полезна при изучении незнакомого материала. Распределенная практика позволяет учащимся взаимодействовать с несколькими контекстами.
Эффект переноса
Ранее изученный материал облегчает получение неизвестных знаний. Когда у старого и нового много общего, возможно возникновение эффекта переноса. Но он не всегда имеет положительный результат.
Есть три типа эффектов переноса:
-
Положительный перенос. Возникает, когда предварительное обучение или подготовка помогают приобрести новый навык или найти решение новой проблемы.
-
Отрицательный перенос. Этот тип переноса противоположен предыдущему. Он возникает, когда предшествующие знания или обучение затрудняют приобретение нового навыка или изучение материала.
-
Нулевой перенос. Это нейтральная ситуация, когда предшествующая подготовка не улучшает и не препятствует приобретению нового навыка или освоению нового материала.
В процессе обучения могут сочетаться отрицательный и положительный переносы.
Уровни обработки информации
Чем глубже учащийся осваивает информацию, тем лучше он ее запоминает. Глубокий уровень обработки положительно влияет на память, помогая участникам обучения получать более осмысленные знания. И наоборот, поверхностная обработка приводит к краткосрочному запоминанию. Все это указывают на то, что способ подачи информации в процессе обучения играет огромную роль. Например, контент e-learning, вызывающий сильные эмоции, скорее всего, будет сопровождаться более глубокой обработкой.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Концепция уровневой переработки информации была сформулирована в 1972 году. Ее авторы — психологи Ф. Крейк и Г. Локхарт. Согласно теории, память — это побочный эффект обработки информации. Обучаемые запоминают больше, если извлекают смысл из информации, и это не имеет ничего общего с тем, насколько тщательно они анализируют контент. Обработка происходит на трех уровнях, каждый из которых делится на две отдельные категории:
Поверхностная обработка
Часто приводит к краткосрочному сохранению знаний. Обычно включает в себя повторяющиеся действия или содержание, которое слегка касается идеи. При этом следует учитывать два типа поверхностной обработки:
Структурный: мозг кодирует физические характеристики информации, такие как общий вид изображения или слова.
Фонематический: мозг кодирует слуховые элементы содержания, такие как произношение слова или звучание музыки или речи. В большинстве случаев обучаемые не формируют связь с предметом, потому что воспринимают только поверхностные аспекты информации.
Глубокая обработка
Возникает, когда участники процесса обучения взаимодействуют с информацией и анализируют ее. Они придают контенту свое значение, что приводит к долговременному сохранению знаний.
Существует только один тип глубокой обработки:
Семантический: учащиеся кодируют значение информации, а затем связывают ее с аналогичной информацией, которая уже находится в их памяти. Они также могут формировать ассоциацию между двумя новыми идеями и исследовать их взаимосвязь, например, сравнивать и противопоставлять.
Как применять теорию уровней обработки в обучении:
-
Поощряйте обучающихся онлайн изучать тему самостоятельно.
-
Свяжите новую информацию с уже существующими знаниями.
-
Включите в электронное обучение элементы для проработки новых знаний. Применение знаний значительно улучшает запоминание информации.
Организация информации
Структурные элементы курса влияют на то, как учащиеся воспринимают и запоминают информацию. Потому что структура контента сильно влияет на передачу знаний.
Есть много структурных элементов и способов организации информации, которые положительно влияют на ее усвояемость: логическая последовательность, выделение основных идей, использование маркеров, нумерация, резюме.
Есть разные способы и инструменты для последовательного выстраивания информации:
-
Описание или список. Используется для перечисления особенностей, характеристик или примеров. Может указывать на какую-либо последовательность или просто включать информацию о том, какие действия должны быть выполнены.
-
Проблема или решение. Такая структура информации представляет описание причины возникновения проблемы, а затем предлагает одно или несколько возможных решений для ее устранения.
-
От простого к сложному. Участникам обучения дают простую информацию для того, чтобы затем перейти к сложной. Такая иерархия способствует лучшему усвоению новых знаний.
-
От знакомого к незнакомому. Такой прием похож на предыдущий. При этом можно использовать метафоры, аналогии, сравнения.