MBA
Личный кабинет
Пять факторов, влияющих на то, как люди учатся

Пять факторов, влияющих на то, как люди учатся

Эффективность обучения сильно зависит от структуры информации, которой эксперт делится с аудиторией, смысловой значимости, практической составляющей, а также от уровня обработки контента. 
1060

Любое обучение имеет простую, но очень важную цель — способствовать запоминаю, а значит, и усвоению материала. Поскольку человеку свойственно постоянно отделять тривиальное от важного, то высока вероятность того, что в какой-то момент он ошибется и проигнорирует информацию, которая в дальнейшем ему могла бы пригодиться.

Нет времени на чтение — слушайте аудиоверсию статьи в нашем подкасте:


Понимая, какие факторы способствуют более эффективному усвоению материала, можно включать в процесс обучения соответствующие элементы.

— Смысловая значимость

— Практичность знаний

— Эффект переноса

— Уровни обработки информации

— Организация информации

Смысловая значимость

Чем содержательнее курс или вебинар, тем легче запоминается информация. Если структура обучения плохо выстроена или лишена актуальности, обучаемым будет сложнее усвоить новые знания. Вот почему важно с самого начала определить для аудитории ценность курса и показать, как новая информация поможет им в дальнейшей работе.

Чтобы улучшить запоминание материала, можно использовать приемы ассоциаций, визуальные метафоры, различные шаблоны, примеры, инфографику.

Учитывая этот фактор, при создании электронного обучения следует:

  • Создавать сильную визуальную иерархию. Не забывать о восприятии шрифтов, значении белого пространства, необходимости фокусировки и приоритизации информации.

  • Применять контраст для выделения главных смыслов. Самый простой способ — использовать жирный шрифт.

  • Создавать изображения, передающие эмоции. Обращение к эмоциям аудитории помогает ей правильно настроиться на процесс и лучше воспринимать информацию. Поэтому при выборе изображения ориентируйтесь на следующие параметры: какое чувство вы пытаетесь вызвать, используя определенный образ; актуален ли этот образ; будет ли он резонировать с аудиторией.

  • Не забывать о важности цвета. Базовое правило — использовать гармоничную цветовую палитру, которая усиливает смысл, а не отвлекает от него.

Практичность знаний

Активная практика, то есть использование новых знаний в работе, улучшает запоминание. Есть особый тип практики — распределенная или регулярная. Она дает лучшие результаты обучения, так как предполагает регулярные практические упражнения, поэтому полезна при изучении незнакомого материала. Распределенная практика позволяет учащимся взаимодействовать с несколькими контекстами.

Эффект переноса

Ранее изученный материал облегчает получение неизвестных знаний. Когда у старого и нового много общего, возможно возникновение эффекта переноса. Но он не всегда имеет положительный результат.

Есть три типа эффектов переноса:

  • Положительный перенос. Возникает, когда предварительное обучение или подготовка помогают приобрести новый навык или найти решение новой проблемы.

  • Отрицательный перенос. Этот тип переноса противоположен предыдущему. Он возникает, когда предшествующие знания или обучение затрудняют приобретение нового навыка или изучение материала.

  • Нулевой перенос. Это нейтральная ситуация, когда предшествующая подготовка не улучшает и не препятствует приобретению нового навыка или освоению нового материала.

В процессе обучения могут сочетаться отрицательный и положительный переносы.

Уровни обработки информации

Чем глубже учащийся осваивает информацию, тем лучше он ее запоминает. Глубокий уровень обработки положительно влияет на память, помогая участникам обучения получать более осмысленные знания. И наоборот, поверхностная обработка приводит к краткосрочному запоминанию. Все это указывают на то, что способ подачи информации в процессе обучения играет огромную роль. Например, контент e-learning, вызывающий сильные эмоции, скорее всего, будет сопровождаться более глубокой обработкой.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Консультанты РШУ выявят проблемные моменты и вместе с опытными бизнес-тренерами проработают программу курса. При необходимости создадут новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

Концепция уровневой переработки информации была сформулирована в 1972 году. Ее авторы — психологи Ф. Крейк и Г. Локхарт. Согласно теории, память — это побочный эффект обработки информации. Обучаемые запоминают больше, если извлекают смысл из информации, и это не имеет ничего общего с тем, насколько тщательно они анализируют контент. Обработка происходит на трех уровнях, каждый из которых делится на две отдельные категории:

Поверхностная обработка

Часто приводит к краткосрочному сохранению знаний. Обычно включает в себя повторяющиеся действия или содержание, которое слегка касается идеи. При этом следует учитывать два типа поверхностной обработки:

Структурный: мозг кодирует физические характеристики информации, такие как общий вид изображения или слова.

Фонематический: мозг кодирует слуховые элементы содержания, такие как произношение слова или звучание музыки или речи. В большинстве случаев обучаемые не формируют связь с предметом, потому что воспринимают только поверхностные аспекты информации.

Глубокая обработка

Возникает, когда участники процесса обучения взаимодействуют с информацией и анализируют ее. Они придают контенту свое значение, что приводит к долговременному сохранению знаний.

Существует только один тип глубокой обработки:

Семантический: учащиеся кодируют значение информации, а затем связывают ее с аналогичной информацией, которая уже находится в их памяти. Они также могут формировать ассоциацию между двумя новыми идеями и исследовать их взаимосвязь, например, сравнивать и противопоставлять.

Как применять теорию уровней обработки в обучении:

  • Поощряйте обучающихся онлайн изучать тему самостоятельно.

  • Свяжите новую информацию с уже существующими знаниями.

  • Включите в электронное обучение элементы для проработки новых знаний. Применение знаний значительно улучшает запоминание информации.

Организация информации

Структурные элементы курса влияют на то, как учащиеся воспринимают и запоминают информацию. Потому что структура контента сильно влияет на передачу знаний.

Есть много структурных элементов и способов организации информации, которые положительно влияют на ее усвояемость: логическая последовательность, выделение основных идей, использование маркеров, нумерация, резюме.

Есть разные способы и инструменты для последовательного выстраивания информации:

  • Описание или список. Используется для перечисления особенностей, характеристик или примеров. Может указывать на какую-либо последовательность или просто включать информацию о том, какие действия должны быть выполнены.

  • Проблема или решение. Такая структура информации представляет описание причины возникновения проблемы, а затем предлагает одно или несколько возможных решений для ее устранения.

  • От простого к сложному. Участникам обучения дают простую информацию для того, чтобы затем перейти к сложной. Такая иерархия способствует лучшему усвоению новых знаний.

  • От знакомого к незнакомому. Такой прием похож на предыдущий. При этом можно использовать метафоры, аналогии, сравнения.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!