8 (800) 100-02-03
Дизайн педагогического контента: как технологии помогают создавать учебные курсы

Дизайн педагогического контента: как технологии помогают создавать учебные курсы

Педагогический дизайн (instructional design) — это подход по проектированию учебного продукта. Слово «дизайн» здесь используется в значении «проектирование, разработка». В статье подробно разберем этот термин, поговорим о моделях педдизайна, непосредственно о дизайне курса с точки зрения визуальной составляющей и о том, как создавать обучающие программы с помощью новых технологий.
447

Впервые термин Instructional design (в русском языке — педагогический или образовательный дизайн) использовал психолог Роберт Миллс Ганье, автор теории условий обучения. Его работа была опубликована в 1965 году и стала основой новаторского направления в педагогике. Согласно Ганье, образовательный дизайн (педдизайн) — это комплексный подход к разработке методологии преподавания. Его задача — создание эффективного обучающего продукта. То есть «дизайн» в данном контексте — это выработка концепции, планирование и поиск технологических решений для конкретных задач обучения, а также оформление курса.

Содержание:

Цели педагогического дизайна с точки зрения составителя материала

Почему оформление курса важно для процесса обучения

Какие этапы работы над оформлением необходимо предусмотреть до и во время подготовки курса

Какую модель педагогического дизайна выбрать и почему

Каких правил следует придерживаться при создании визуала

Запомнить

Цели педагогического дизайна с точки зрения составителя материала

Цель педдизайнера — сделать учебный процесс максимально интересным и понятным. Также доктор педагогических наук К. Г. Кречетников в своем труде отмечает, что одна из основных задач педдизайна — создание и поддержание комфортной среды, позволяющей раскрыть творческий потенциал учащихся. Предполагается, что педдизайнер должен ориентироваться на задачи курса, взаимосвязи и сочетание различных типов образовательных ресурсов. Также ему нужно обеспечить психологический комфорт для участников обучения и педагогов во время занятий.

Принципы педагогического дизайна

Приверженцы системы в создании обучающего контента придерживаются четырех основополагающих принципов.

  1. Информативность: все данные необходимо проверять на актуальность. Информация должна быть полезной и ранее неизвестной для обучающегося. Обращение к имеющемуся опыту возможно, если он необходим для генерации новых знаний.

  2. Активность: образовательные решения должны стимулировать тягу к знаниям, побуждать к проявлению инициативы. Обучающимся важно научиться самостоятельно определять свои потребности, ставить цели получать знания и нарабатывать полезный опыт.

  3. Обратная связь: педдизайнеры постоянно отслеживают эффективность выбранных методов, их соответствие поставленным задачам. В случае если какой-то элемент теряет актуальность или вызывает негативную оценку, вносятся коррективы.

  4. Дозирование информации: материал должен быть адаптирован под конкретных учеников или группы. Объем изучаемого на каждом занятии должен соответствовать способностям студентов воспринимать и усваивать информацию.

Задачи педдизайнера

Авторы-разработчики контента для сферы образования решают множество задач, среди которых:

  • Анализ целевой аудитории — изучение потребностей тех или иных социальных, возрастных и профессиональных групп, определение их личных болей.

  • Подготовка образовательной программы — выбор оптимальной методики подачи в зависимости от ЦА, целей, формата (очный, дистанционный, гибридный).

  • Сбор учебно-методических материалов — разработка текстов, иллюстраций, инфографики, видео, проверочных заданий, тестов.

  • Запуск курса — выбор LMS-платформы (Learning Management System — площадка, на которой организуют систему управления обучением), создание структурированного расписания, обеспечение студентам доступа к учебным пособиям и ресурсам.

  • Аналитика — разработка критериев оценки, определение методов анализа, проверка соответствия полученных результатов целям.

Отчасти деятельность педдизайнера пересекается с компетенциями методиста. Он принимает участие в составлении учебного плана, решает, какой контент войдет в курс, определяет уровень его сложности. Именно педдизайнер ищет оптимальную форму подачи, основываясь на психологических аспектах обучения. Также он создает текстовый и визуальный контент и поддерживает связь с заказчиком.

Компетенции педдизайнера

Почему оформление курса важно для процесса обучения

Оформление влияет на множество факторов:

  • Привлекает и удерживает внимание. По данным исследований Adobe, а посетителям сайта требуется меньше секунды, чтобы решить, нравится ли им визуал. Около 39% пользователей не будут приобретать продукт, если его внешний вид и содержимое покажется им непривлекательным.

  • Усиливает конкурентоспособность. Выделиться проще, если ваш продукт имеет красивую упаковку.

  • Упрощает усвоение информации. Даже самую скучную и сложную тему можно сделать интересной с помощью грамотной визуализации. Качественные изображения и видео, использование инфографики, дашбордов способствуют более быстрому запоминанию материала.

Какие этапы работы над оформлением необходимо предусмотреть до и во время подготовки курса

Приступая к разработке учебной программы, нужно помнить, что ядром педагогического дизайна является проектирование образовательного процесса. Работа включает поэтапный комплекс процедур, требующих специальных знаний и компетенции. Педдизайнер действует не в одиночку — он собирает коллектив экспертов. Это позволяет сочетать методологические принципы и системный психологический подход.

Проанализируйте будущую аудиторию и составьте цели

Сначала необходимо определить, чего ждут заказчики. Содержание, формат и стиль визуала будут сильно отличаться в зависимости от цели (например, онбординг, развитие управленческих навыков, программа дополнительного образования для школ и вузов). Следующий шаг — изучение ЦА. Необходимо оценить уровень мотивации и выяснить, ответы на какие вопросы важны для обучающихся в первую очередь.

Разработайте структуру курса с учетом целей

Далее педдизайнер выбирает темы и определяет, в каком формате необходимо подавать материал, чтобы он лучше усваивался. Потом специалист разбивает содержание на блоки, модули, разделы и определяет их последовательность. Выбор структуры зависит от поставленных целей, длительности, предполагаемого уровня подготовки участников.

Например, для новых сотрудников больше подойдет система «Целое — Часть — Целое». При таком подходе сначала проводится общее знакомство с темой. После обучение ведется по модулям: каждый из них посвящен изучению отдельных этапов или овладению конкретными навыками. В финале студенты учатся применять теоретические знания на практике. Если курс предназначен для опытных сотрудников, то обзорную часть можно пропустить и начать сразу с модулей, раскрывающих узкие аспекты.

Подготовьте образовательный контент (ядро курса)

Процесс проходит в несколько этапов:

  1. Разработка педагогического сценария. Педдизайнер консультируется с методистами, подбирает экспертов и формирует команду.

  2. Создание содержания. В каждой теме выделяются разделы, подразделы и блоки. Составляется календарный план.

  3. Добавление компонентов. В соответствии с содержанием готовится контент — пишутся лонгриды, начитываются на камеру лекции, прорабатываются задания к тренингам, вопросы к тестам.

Разработайте концепцию визуала и нарисуйте дизайн

На этой стадии работа ведется в тесном сотрудничестве с художниками и графическими дизайнерами, видеографами. Выбирается цветовая гамма и стиль оформления, шрифты, рисуются наглядные материалы — иллюстрации, графики, схемы. Проводится монтаж записанных лекций. Также на этом этапе выполняют подбор и внедрение интерактивных элементов.

Проведите тестовое обучение и соберите обратную связь

Чтобы понять, насколько эффективным вышел проект, требуется провести тестирование на небольшой группе. После окончания проверки собирают отклики. Нужно узнать, насколько удобно было студентам, какие темы оказались сложными, а какие — слишком простыми и т. д.

Сделайте работу над ошибками и запустите курс

Педдизайнер самостоятельно (или совместно с методистом) анализирует отзывы пользователей и находит слабые места курса. При необходимости на этом этапе вносятся корректировки в содержание и план-календарь. После проводится повторный тестинг и стартует полноценный запуск проекта.

Какую модель педагогического дизайна выбрать и почему

В этом разделе расскажем про особенности четырех моделей и поделимся, для каких задач подходит та или иная методология.

Модель ADDIE

Данная концепция считается классической. ADDIE — это аббревиатура, образованная из начальных букв слов, являющихся названиями этапов проектирования.

Модель ADDIE
  1. Анализ — на данном этапе изучаются задачи компании-заказчика и потребности сотрудников, формулируются цели, оценивается мотивация потенциальных слушателей.

  2. Проектирование — на основе аналитики автор-разработчик приступает к определению тем и выработке стратегии преподавания, составляет общий план и выбирает, по каким критериям оценивать результативность. При необходимости в команду приглашаются другие специалисты.

  3. Разработка — создание сценариев уроков, поиск или генерация учебного контента. Предполагает сотрудничество с экспертами в разных сферах.

  4. Реализация — на этом этапе материалы загружаются на выбранную платформу и запускается пробное обучение.

  5. Оценка — выясняется, какие знания и навыки получили учащиеся, и насколько результаты соотносятся с поставленной перед разработчиком задачей.

ADDIE — одна из самых простых и популярных моделей педдизайна. Но она не всегда эффективна. Альтернативные решения потребуются, если нужно:

  • Решить нестандартные задачи.

  • Спроектировать программу в ограниченный срок.

  • Работать с большими объемами информации.

Модель SAM

Название также является аббревиатурой от Successive Approximation Model — модель последовательного приближения. Такая методика особенно удобна, если работу ведет небольшая команда. Процесс разбивается на этапы (итерации), на каждом из которых проектируются отдельные элементы и выполняется анализ. Это позволяет сразу выявлять и корректировать недочеты.

Весь проект условно делится на три стадии:

  1. Подготовительная — на этом этапе происходит сбор и анализ информации, проводится мозговой штурм, вырабатывается концепции.

  2. Итерационный дизайн — разрабатывается сценарий, создается прототип, проводится предварительное тестирование.

  3. Итерационная разработка — проверяется соответствие спроектированных модулей общей концепции, производится внедрение логического блока, выполняется тестирование, собирается фидбэк, делается корректировка и формируется окончательная версия.

Модель SAM

Преимущество такой модели в возможности быстрого создания прототипа, который потом можно дорабатывать, наращивать новые блоки, расширять объем. Кроме этого, при проектировании методом SAM бывает удобно отчитываться перед заказчиком — результат можно продемонстрировать на каждом этапе.

Модель обратного дизайна

Предполагается, что проектирование начнется с финального этапа. Схематично это выглядит следующим образом:

  1. Определение итоговых результатов. Важно ясно понимать, чего должны достичь учащиеся — получить определенные навыки, изменить модель поведения, усвоить новый стиль работы и т. д.

  2. Выбор методики оценивания — разработчики выясняют, каким образом можно проверить уровень усвоения материала. Например, студент должен самостоятельно представить проект, набрать определенное количество баллов в тестах или пройти практику и продемонстрировать новые навыки.

  3. Разработка образовательного сценария. Выбирается формат и методы, позволяющие в сжатые сроки получить желаемый результат.

Такая модель особенно часто применяется при корпоративном обучении, когда сотрудникам необходимо овладеть новыми приемами работы или сформировать навыки, позволяющие более эффективно выполнять свои функции.

Модель Дика и Кэри

Эта методика базируется на системном подходе. Здесь также вначале определяется цель, но дальнейшая разработка ведется с учетом тесной связи всех компонентов — контекста, формата, способа подачи и контента.

Dick and Carey Model относится к нелинейным моделям. Также ее отличительная особенность — анализ результатов на каждом этапе: от составления плана до внедрения. Поэтому этот вариант обеспечивает гибкий подход и позволяет адаптировать проект, исходя из потребностей учащихся и ситуации.

Модель Дика и Кэрри

Каких правил следует придерживаться при создании визуала

Часто разработчики привлекают к оформлению профессионалов, но подготовить визуал можно и самостоятельно. Главное — учитывать принципы.

  • Простота и минимализм — избегайте перегруженности, соблюдайте необходимый баланс между информативной составляющей и графическими элементами. Если на экране слишком много деталей, внимание зрителя будет рассеиваться.

  • Стилевое единство — все элементы (текст, графика, фон, музыкальное сопровождение) должны гармонично сочетаться и соответствовать выбранной концепции.

  • Продуманное цветовое решение — избегайте пестроты, используйте контрасты для выделения ключевой информации. Выберите в палитре 3–4 цвета, но не применяйте неоновые, кричащие оттенки.

  • Соблюдение визуальной иерархии — при компоновке элементов следите, чтобы они логически дополняли друг друга. Используйте заголовки и подзаголовки, маркированные и нумерованные списки, чтобы выделить ключевые моменты и структурировать информацию. Разделяйте содержание на разделы, блоки, абзацы.

Текстовый материал

Чтобы учащимся было легче усвоить информацию, важно не только продумать содержание, но и уделить внимание оформлению текста. Соблюдайте простые правила:

Принцип трех шрифтов — можно выбрать разные текстовые стили для заголовков и основного текста. При использовании большего количества шрифтов слайды будут выглядеть неряшливо.

Шрифты
Принцип читаемости — текст должен легко восприниматься. Используйте нейтральный фон и контрастные надписи. Выбирайте шрифты без засечек. Не используйте художественные или рукописные стили.

Нечитаемый текст
Читаемый текст
Грамотное структурирование — для выделения используйте только один прием: курсив, полужирный шрифт, подчеркивание, контрастный цвет, но не все вместе, чтобы не перегрузить текст.

Структурированный текст на слайде

Статичный визуал: фото и инфографика

К иллюстрациям предъявляются следующие требования:

  • Все изображения (фото, клипарты, инфографика, схемы и диаграммы) должны быть в высоком качестве. Важно, чтобы картинки были пропорциональными (не растянутыми), без пикселизации или размытых фрагментов, пересвеченных или недосвеченных участков.

  • В изображениях важна информативность. Картинки не должны использоваться просто для украшения или разбавления текста. Если не получилось найти подходящее фото, добавляйте иконки, клипарты, схемы.

  • Важно соблюдать закон о защите авторских прав. Прежде чем вставить на слайд фотографию, проверьте лицензию. Даже на фотостоках изображения предоставляются на разных условиях — иногда требуется указывать автора, или картинку можно использовать только в неизменном виде (редактирование запрещено).

Размытый слайд

Видео и аудио

К качеству динамического контента предъявляют такие же требования, как к статичному. Изображение должно быть четким, не размытым, корректно экспонированным. При записи следите, чтобы в кадр не попали посторонние предметы.

Важно также уделить большое внимание качеству аудио. Не всегда удается получить чистый звук во время лекции. В этом случае аудиоряд лучше записать отдельно, улучшить его с помощью специальных программ и наложить на видео в редакторе.

Учащимся должно быть удобно получать информацию. Дублируйте содержание урока субтитрами или добавьте на экран основные тезисы.

Субтитры
Тезисы на экране
Если демонстрируется скринкаст, выделяйте важные моменты стрелками, рамками, подчеркиванием. Установите подсветку курсора, чтобы пользователи ясно видели порядок действий.

Скринкаст

Чек-листы и гайды-шпаргалки

Обучение проходит легче и быстрее, если студенты в процессе выполнения задания смогут получить подсказки в виде гайдов. А для структурирования информации, самопроверки и лучшего запоминания важных деталей удобно использовать чек-листы.

При создании шпаргалок придерживайтесь следующих принципов:

  • Излагайте информацию кратко и по существу, используйте принцип «один пункт — одно действие».

  • Следите за соблюдением последовательности шагов или выстраивайте задачи по приоритету.

  • Не создавайте слишком длинные инструкции — если возможно, разбейте процесс на этапы и напишите руководство к каждому из них.

  • Используйте иллюстрации для демонстрации действий или дополняйте графикой — это улучшает запоминание и делает задачу понятнее.

Чек-лист

Подборка программ и сервисов для работы

Удобство и эффективность работы зависит от используемых инструментов. Вам потребуются удобные программы или онлайн-сервисы для создания контента.

Текстовые материалы лучше упаковать в PDF-документы. В этом случае на всех устройствах они будут отображаться одинаково и не возникнет проблем с распечаткой. Хорошие программы для работы с PDF-документами:

  • Master PDF Editor — эта программа позволяет создать файл с чистого листа, преобразовать в текстовый формат сканы, работать с документами Word и Excel, презентациями PowerPoint.

  • ContentReader PDF — отечественный аналог ABBYY FineReader PDF. Позволяет редактировать файлы и создавать PDF-документы, вставлять картинки, размещать ссылки. Оснащен модулем распознавания текста на изображении на 20+ языках.

  • PDF24 Creator — ПО содержит более 40 PDF-инструментов. В нем можно редактировать текст, вставлять и удалять страницы, проставлять нумерацию, конвертировать документы в различные форматы. Есть веб-версия.

Создать иллюстрации и улучшить качество фото поможет графический редактор. Вот несколько достойных внимания вариантов:

  • ФотоМОНТАЖ — российский аналог Adobe Photoshop для Windows. Отличается интуитивно понятным интерфейсом, который легко освоит даже новичок. Позволяет корректировать фото в ручном или автоматическом режиме, работать со слоями и масками. Редактор оснащен нейросетевыми функциями, позволяющими быстро удалять и заменять фон, улучшать внешность, делать пластику фигуры. Еще здесь можно добавлять текст, стикеры и клипарты.

  • AliveColors — кроссплатформенный редактор изображений, который можно установить на ПК с Windows, macOS и Linux. Позволяет скорректировать цвет и тональную гамму, выполнять тонкую художественную ретушь, рисовать, создавать композиции из фото. Продвинутые пользователи могут расширить функционал софта за счет установки плагинов. Производитель выпускает дополнительные модули для устранения цифровых шумов, быстрого монтажа и др.

  • Photopea — с помощью этого онлайн-фоторедактора можно делать цветокоррекцию, настраивать яркость и контраст, выполнять фотомонтаж. Тут есть работа со слоями и инструменты для рисования от руки. Сервис бесплатный и не требует регистрации.

Для создания видеоконтента вам понадобится приложение для монтажа. Желательно, чтобы софт был оснащен функцией записи экрана: так вы сможете создавать скринкасты. Советуем обратить внимание на следующие программы:

  • DaVinci Resolve — видеоредактор оснащен расширенными функциями монтажа одновременно на нескольких таймлайнах. Есть режим Source Tape, позволяющий автоматически сортировать материалы в хронологическом порядке. Содержит большой набор инструментов для работы с аудиодорожкой и оптимизации звука. В последней версии появилось несколько AI-инструментов для быстрого улучшения качества изображения, удаления фона.

  • ScreenPal — многофункциональное приложение для записи видео с экрана и веб-камеры оснащено инструментами для монтажа роликов. Позволяет записывать звук с микрофона или добавлять озвучку из файла при постобработке. Доступен экспорт видео в Full HD и 4K.

Также вам потребуется выбрать образовательную платформу. С помощью систем дистанционного обучения вы не только сконструируете курс, но и сможете получать фидбэк, отслеживать успеваемость. Популярные варианты:

  • iSpring — платформа оснащена конструктором тестов и опросов. На ней можно создавать различные виды интерактивностей — «живых диаграмм», инструкций с кликабельными переходами и т. д. Позволяет организовать командную работу.

  • Moodle — сервис для конструирования полноценных программ и проведения вебинаров. Содержит библиотеку шаблонов по разным дисциплинам. Предлагает эффективный конструктор проверочных работ. Есть командный доступ.

  • Skillspace — сервис для создания курсов и тестов и конструирования сайтов, организации вебинаров. Позволяет собирать статистические данные и проводить анализ результативности.

Запомнить

Педдизайн — это перспективное направление, позволяющее улучшить эффективность учебных процессов, создать комфортные условия для учащихся и преподавателей. Применение в разработке систематизированного подхода, основанного на психологии и использовании цифровых технологий, дает возможность создавать курсы, соответствующие современным стандартам.

Используйте в работе принципы педдизайна для достижения высоких результатов:

  • Определите цели.

  • Проведите анализ ЦА.

  • Создайте структуру и разработайте педсценарий.

  • Соберите команду экспертов и подготовьте материал.

  • Используйте эффективные инструменты.

  • Проведите тестирование и соберите фидбэк.

  • Проанализируйте результаты, внесите необходимые корректировки и запустите программу.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!