MBA
Личный кабинет
Какие финансовые показатели нужно отслеживать бизнесу

Какие финансовые показатели нужно отслеживать бизнесу

Чтобы контролировать деньги и знать, сколько их будет в дальнейшем
6542

Бизнес — это сочетание двух финансовых потоков: доходов и расходов. Когда входящий поток больше, предприятие становится прибыльным. В теории все просто, но на практике этих показателей для анализа и прогнозирования недостаточно. Например, как понять, сколько денег вы заработаете, если вложитесь в рекламу? Или почему возникают ситуации, когда собственник прибыльной компании не может потратить деньги, ему нечем платить зарплату?

В этой статье мы собрали финансовые показатели, которые стоит отслеживать предпринимателю, чтобы контролировать свой бизнес.

Постоянные затраты

В категорию постоянных затрат попадают расходы, которые напрямую не зависят от количества проданных товаров или выполненных услуг. Например, вы открыли кофейню: арендовали помещение, наняли сотрудников. Стоимость помещения относится к постоянным затратам, потому что она не меняется от количества проданных чашек кофе.

Зная размер постоянных затрат, можно оценить, является ли та или иная статья расходов «дорогой», и посчитать, сколько единиц товара нужно реализовать, чтобы достичь окупаемости. Если вы планируете арендовать помещение для точки с кофе и оцениваете поток проходящих мимо нее людей. Если этого потока достаточно для продажи 20 чашек в день, то арендовать такое помещение невыгодно. Если 120 чашек — есть возможность заработать.

К постоянным затратам не относятся начальные вложения в бизнес. Например, если вы покупаете столы и стулья для кофейни — это не затраты, а инвестиции в бизнес. Считать их окупаемость следует с чистой прибыли, которая остается после вычета всех расходов.

Переменные затраты

Это затраты, которые напрямую зависят от количества реализованной продукции. Нет продаж — нет таких затрат. Например, премия менеджеру по продажам: если он не заключил сделку, то получит фиксированный оклад, если заключил, то заработает с каждого покупателя определенную сумму.

К переменным затратам относят сырье, премии сотрудникам, расходы на подрядчиков, комиссии сервисов и банка. Еще переменными затратами можно считать налоги, если выбрана система налогообложения, которая зависит от дохода.

Узнайте больше о расчете финансовых показателей на курсе бюджетирования и управленческого учета в организации. Подробности и регистрация →

Переменные затраты полезны для определения путей оптимизации расходов. Например, предприниматель составил список переменных затрат на продажу одной чашки кофе и увидел, что их большая часть приходится на картонный стакан — 20 руб. Но можно найти подрядчика, который будет поставлять эти стаканы по 15 руб. Кажется, что 5 руб. экономии — это мелочи, но если принять во внимание 350 проданных чашек в день или свыше 9 000 чашек в месяц, то сэкономить получится около 45000 руб., что для небольшой кофеточки существенная сумма.

EBITDA

Это показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Полезен для оценки бизнеса — если EBITDA выше нуля, в компанию можно привлечь инвесторов. Если показатель стремится к нулю, нужно изучать постоянные и переменные расходы, и либо их сокращать, либо искать пути увеличения дохода без роста этих расходов.

Дебиторская задолженность

Показатель задолженности перед вашим бизнесом — когда вам уже должны деньги, но на счете их еще нет. Актуально для компаний, которые делают что-то без предоплаты или без расчетов день в день. Для небольшой кофейной точки расчет дебиторской задолженности часто не нужен — покупатели платят сразу, денежный поток не останавливается.

Другая ситуация может быть в условной компании по ремонту — заказ нашли, стройматериалы купили, работу выполнили, а деньги заказчик переводит только через неделю. Или компания выиграла тендер: работу нужно выполнить сегодня, а оплата поступит через несколько месяцев.

Дебиторскую задолженность обычно отслеживают в виде графика: на временной линии отмечают, когда должны прийти деньги. И считают общую сумму. Большая задолженность не всегда хорошо — иногда это парализует работу компании и может вовсе привести к банкротству и невыполнению обязательств.

Например, ремонтная компания довела «дебиторку» до нескольких миллионов. Нужно платить налоги и зарплаты, но денег на счетах нет, и появятся они только к концу месяца. Новые заказы фирма тоже взять не может — чтобы сделать новый ремонт, нужно купить стройматериалы на свои, а деньги появятся потом. Выход в такой ситуации — привлекать чужие средства, например, кредит. Но это снижает доходность компании, поэтому по возможности «дебиторку» лучше не наращивать.

Чистая прибыль

Это деньги, которые остаются на счете бизнеса после вычета всех возможных расходов. При отслеживании этого показателя помните о важном нюансе — чистую прибыль нужно подсчитывать не за условный день или месяц, а за отчетный период, в который включены все расходы.

Например, если компания платит налоги раз в год, то и чистую прибыль подсчитывают за год. Иначе может оказаться, что предприниматель каждый месяц забирал из кассы разницу между доходами и расходами, а в конце года компания оказалась должна несколько миллионов налогов, и взять их неоткуда, ведь в месяц бизнес генерирует меньше чистой прибыли. В такой ситуации расходы на оплату налогов стоит разделить на периоды и откладывать деньги ежемесячно.Смотрите также: Финансовая стратегия собственника

Выручка

Этот показатель помогает оценить количество денег, которыми может оперировать бизнес. Важно относить к выручке те средства, что уже принадлежат компании, по которым нет обязательств. Это актуально для компаний, которые работают по предоплате.

Например, ремонтная фирма договаривается о новом заказе и берет половину оплаты вперед. Средства поступили на счет компании, но они еще не являются выручкой — если заказчик решит отказаться от договора, возможно, их придется вернуть.

В магазинах непродовольственных товаров выручку учитывают после двухнедельного периода, в которые покупатель может вернуть купленный предмет.

Количество клиентов

Этот показатель особенно важен, если модель бизнеса построена на массовых продажах и подразумевает постоянное привлечение новых клиентов. Когда количество покупателей снижается, нужно принимать меры — анализировать, что не так с продуктом, запускать новую рекламу.

Какие еще показатели стоит отслеживать

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех финансовых показателях, которые нужно отслеживать в бизнесе. Но даже вышеперечисленные помогут сделать модель компании прозрачнее. Станет понятно, сколько предприятие по-настоящему зарабатывает, когда можно тратить, а когда — начинать экономить.

Вот что еще пригодится отслеживать:

  • Расходы на амортизацию — их считают, чтобы не оказаться в ситуации, когда оборудование ломается, а денег на его обновление нет. Обычно амортизация — это стоимость оборудования, разделенная на срок его службы.

  • Рентабельность — экономический коэффициент, который помогает понять окупаемость ресурсов или компании в целом. Например, есть операционная рентабельность — выручка минус постоянные и переменные расходы, деленная на выручку. Если рентабельность ниже нуля, то компания работает в минус.

  • Средний чек — сколько денег в среднем приносит одна сделка. Обычно важен в компаниях с активными продажами, например, в магазинах или общепите. Если средний чек получится увеличить, компания получит больше денег, ведь постоянные расходы при этом не растут.

  • Стоимость привлечения покупателя. Этот показатель можно отследить в онлайн-торговле. Например, предприниматель с помощью 10 000 руб., потраченных на таргетированную рекламу, привлекает в свой интернет-магазин 2000 человек. Из них 500 человек что-то у него покупают. Значит, на привлечение одного покупателя тратится 20 руб. Важно следить, чтобы этот показатель не стал слишком высоким, иначе может оказаться так: на привлечение тратим больше, чем зарабатываем.

  • LTV — количество денег, которые покупатель приносит в среднем за всю жизнь. Это полезно для компаний, которые строят модель на повторных продажах — позволяет понять, сколько можно тратить на привлечение. Например, первая сделка, то есть привлечение покупателя, может стоить 2000 руб. Если мы зарабатываем на одной сделке только 1500 руб., такая цена слишком высока. Но если в среднем покупатель возвращается к нам в магазин еще минимум 10 раз, то получается, что привлекаем мы его за 2000 руб., а зарабатываем 15 000 руб. В этом случае модель становится прибыльной.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!