Корпоративные курсы стали трендом, так как бизнес осознал, что они ключевой элемент для развития и необходимый минимум для удержания позиций на конкурентном рынке. По данным РБК, в 2024 году бюджет на обучение сотрудников запланирован у 80% российских компаний. Около половины организаций планируют сохранить его на уровне текущего года, а 39% — увеличить.
В эпоху цифровизации корпоративное образование стало доступно практически любому бизнесу, независимо от масштабов. Учиться можно на работе, дома, в путешествиях — даже 15 минут в день позволяют разным специалистам развивать свои hard и soft skills. При этом не исключены ситуации, когда компания оплачивает дорогостоящий тренинг для сотрудников или программу, которая длится несколько дней/недель, а желаемых результатов не видит.
Дело в том, что высокая стоимость, длительность обучения и даже именитый тренер не являются гарантией эффективности. Помните, что перед тем как выбрать курс, стоит определить цели обучения и сформулировать ряд тезисов, по которым вы будете оценивать отдачу от него. Работа на предварительном этапе тоже влияет на результаты, ведь от того, кто, когда, как и чему будет учить ваших сотрудников, а также будут ли они понимать, зачем проходят обучение, зависит будущее компании.
Мы подготовили восемь рекомендаций, чтобы корпоративное образование принесло максимум пользы вам и вашим коллегам. Итак, что же делать после обучения, чтобы знания и навыки, полученные в процессе, не «растворились в воздухе»?
Содержание:
— Оцените результат сразу после обучения и спустя время
— Проводите интервальное тестирование
— Используйте карточки с вопросами и ответами (flashcards)
— Разбивайте цели на мелкие шаги
— Используйте метод «Дворец памяти»
Зафиксируйте информацию
Входные данные полезно структурировать: пусть это будет сделано в электронном виде или хотя бы на бумаге, а не только в уме. Так сотрудники смогут анализировать, выделять главное, понимать взаимосвязи и возвращаться к материалам тогда, когда это необходимо. Есть несколько способов сохранить данные курса:
-
Подготовить гайд по теме и оформить в корпоративном дизайне.
-
Запросить презентацию у спикера и поделить ее на карточки, которые сейчас модно публиковать в соцсетях (в том числе корпоративных).
-
Пригласить художника-скрайбера, который визуализирует ключевые смыслы в процессе обучения и оформит их на большом листе (им можно украсить стену в офисе) или в электронном виде.
Запросите обратную связь
Попросите команду поделиться впечатлениями от пройденного обучения: это можно сделать в формате видеоконференции или онлайн-опросника, обсудить в чатах или лично с руководителем. Обменяйтесь инсайтами, узнайте, что понравилось, а что можно было бы улучшить. Честная обратная связь поможет вам внести необходимые коррективы и лучше понять потребности коллег.
Создайте «банк идей»
Попросите коллег записать идеи, выработанные в процессе обучения, и поделиться ими — это поможет сохранять фокус и быстрее внедрить все возможные решения в рабочий процесс. Своеобразный «банк идей» может быть отдельным ящиком на электронной почте, базой данных с файлами или физической коробкой, куда можно положить письмо. Резонно определить период, в рамках которого компания будет принимать идеи (и награждать авторов лучших), или можно не ограничивать сотрудников сроками, но периодически напоминать им о такой возможности.
Оцените результат сразу после обучения и спустя время
Как минимум уточните, сколько человек должно было пройти обучение и сколько сотрудников успешно завершило программу фактически. Узнайте, добились ли вы заявленных показателей? Если нет, что помешало? Опирайтесь на цель, которую определили в начале, и помните, что эффективность некоторых программ можно оценить далеко не в первые дни, а через 3—6 месяцев и более.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Например, после прохождения курса по Excel бухгалтерия стала тратить на выполнение типовых операций полтора часа вместо трех. А спустя два месяца после прохождения курса это время сократилось в среднем до одного часа.
Или ваш отдел продаж проходил профильное обучение в течение трех месяцев, и объективно вы смогли оценить изменение динамики продаж (с учетом кадровых перестановок) только через год.
Проводите интервальное тестирование
Не позволяйте знаниям «залечь на дно». Регулярная оценка компетенций с помощью тестов поможет сотрудникам возвращаться к теме курса и чаще использовать в работе то, что раньше было незнакомо или непривычно. Для компании это может стать чем-то вроде традиции в корпоративной культуре. Например, коллеги будут знать, что по средам вы готовите для них небольшой тест.
Используйте карточки с вопросами и ответами (flashcards)
Альтернативный вариант тестированию: предложите коллегам проверить знания на очередной планерке, вытянув карточку с вопросом по заданной теме. Таким образом, сотрудники будут отвечать не на одни и те же вопросы, а на разные, и в формате живого общения.
Правильный ответ на обороте карточки необязателен, так как вопрос может быть открытым, а содержание ответа — развернутым. Такой подход поможет команде оставаться в тонусе, активизировать информацию, полученную в процессе обучения, а также учиться выражать мысли устно.
Разбивайте цели на мелкие шаги
Составьте план внедрения новых методов работы, чтобы интегрировать приобретенные знания и навыки в рабочий процесс. Сформируйте рабочие группы, определите временные рамки и назначьте ответственных по каждому направлению. Если обучение было направлено на развитие мягких навыков, старайтесь создать условия для их проявления. К большой цели, которая в некоторых случаях может звучать как «создание благоприятной и дружелюбной атмосферы в коллективе», можно прийти через корпоративные завтраки, практику благодарности и бесплатные уроки йоги. Более того, при желании все эти активности можно провести даже в командах, которые работают дистанционно.
Используйте метод «Дворец памяти»
Его суть заключается в том, что определенную информацию нужно ассоциировать с объектом, комнатой, помещением. Чем более нестандартно, тем интереснее — так мозг лучше запоминает необычные вещи. Например, чтобы запомнить последовательность воронки продаж AIDA (Attention, Interest, Desire, Action), представьте себе маршрут по торговому центру:
-
Внимание: крутящиеся двери входа, которые мгновенно привлекают взгляды прохожих.
-
Интерес: движущийся эскалатор, который ведет на уровень выше.
-
Желание: ростовая фигура в форме чашки кофе — сразу хочется выпить бодрящий напиток.
-
Призыв к действию: голос из громкоговорителя, приглашающий получить второй кофе в подарок.
В этом примере каждая часть воронки AIDA четко выделяется и связывается с конкретным образом, что помогает лучше запомнить концепцию.
Независимо от того, в каком направлении проходит обучение ваша команда (или планирует проходить), лучшим закреплением материала станет регулярная практика. Чем больше знаний и навыков вы будете внедрять в работу (а также если актуально, в повседневную жизнь), тем более высоких результатов достигнете. Почти как в спорте: выигрывает (или как минимум увереннее выступает) тот, кто активнее тренируется.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.