Как оценить эффективность директора по логистике

Как оценить эффективность директора по логистике

Преподаватель РШУ, специалист с двадцатилетним опытом работы в области складской и транспортной логистики Алексей Стукалов помог разобраться в тонкостях профессии.
421

Понятие «директор по логистике» неоднозначное. С точки зрения термина, это человек, который отвечает за логистику, то есть управляет запасами, транспортировкой, складированием, обратными потоками. Однако на практике редко бывает так, что директор берет на себя все эти функции.

Чаще всего в разных компаниях процессы выстроены с учетом бизнес-целей: например, коммерческий директор занимается снабжением, управляет запасами и планирует работу. Директор по логистике, в свою очередь, берет на себя склад и транспорт.

Содержание:

Чем занимается директор по логистике

Что такое цепь поставок и за что отвечает руководитель

Как оценить эффективность работы руководителя

Чем занимается директор по логистике

Путаница с терминами возникает из-за разного взгляда руководства компании на внутренние процессы. Алексей Стукалов считает, что термин «директор по логистике» скорее подходит для специалиста, отвечающего за складские и транспортные процессы. Для более широкого круга логистических процессов больше подойдет должность директора по цепям поставок (supply chain director). Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, запасов, материалов и доставку конечного продукта до клиента.

Получите образец должностной инструкции специалиста по логистике и ВЭД

До того, как обеспечить обучение директоров по логистике и оценить его эффективность, важно определиться: как мы видим этого топ-менеджера — отвечающим за цепи поставок или все же за склад и транспорт? На каждом предприятии есть свой подход, и если он приводит к получению прибыли, значит, он оправдан. Однако для эффективной организации логистики, нужно мыслить критериями цепи поставок. Так мы сможем оптимизировать прибыль и влиять на ее норму. О том, что такое цепочка поставок, поговорим далее.

Что такое цепь поставок и за что отвечает руководитель

Цепь поставок — это система, которая формирует информационные, материальные и финансовые потоки от поставщика к конечным потребителям. Гибкая и эффективная цепь поставок является одним из основных конкурентных преимуществ компании в любой отрасли и на любом рынке. Она состоит из множества звеньев, рассмотрим самые распространенные:

  • Поставщики. Именно с взаимодействия с поставщиком сырья, материалов начинается цепь поставок: то есть с момента его поиска, взаимодействия, формирования условий, на которых сырье, материалы, продукция или товары будут поставляться в какие сроки, какие объемы, какого качества.

  • Производители. Они отвечают за преобразование запасов сырья в конечный продукт. Именно с помощью производителей компания получает продукт, который нужно будет доставить до потребителя.

  • Посредники логистических услуг. Это могут быть транспортные компании, склады, терминалы, порты. Закупленный или приобретенный товар от поставщика мы должны доставить максимально быстро, с минимальными потерями и своевременно.

  • Потребители. Они формируют спрос и обеспечивают реализацию продукции. Отгружать и передавать можем как внутренним потребителям, например, производству, так и региональным центрам для ритейла или для внешнего потребителя, то есть конечному клиенту.

Конфигурацию цепочек поставок определяет, прежде всего, специфика бизнеса и каналы реализации товаров. Но какой бы ни была цепочка поставок, организация каждого звена должна быть произведена с максимальной эффективностью и с минимальными затратами. Это и есть основная задача руководителя цепи поставок: обеспечить работу каждого звена в отдельности и общее взаимодействие.

На практике цепочка поставок выглядит сложнее, что делает обучение директоров по логистике одной из важных бизнес-задач. Например, кроме всего вышеперечисленного, в нее входят маркетинг, продажи и другие направления.

Как оценить эффективность работы руководителя

Один из вариантов оценки эффективности — определение процента логистических затрат по отношению к выручке. Например, руководитель по цепочке выстраивает работу подразделений таким образом, чтобы логистические затраты за год не превысили фиксированный процент затрат от выручки компании.

Как можно проанализировать эффективность его работы:

  • Если в результате затраты на логистику ниже установленного фиксированного процента затрат от выручки, то можно сказать, что руководитель работает эффективно.

  • Если затраты больше этого фиксированного процента, то, возможно, нужна оптимизация работы звеньев цепи.

Еще один важный критерий оценки работы руководителя: результат должен быть качественным с точки зрения предоставляемой услуги и клиентского сервиса. Экономия в ущерб качеству может привести к снижению уровня клиентского сервиса — так компания рискует потерять конкурентное преимущество, поэтому во время обучения директоров по логистике рассматриваются варианты, как избежать подобной ситуации.

Рассмотрим пример. Сеть строительных магазинов «Петрович» постепенно растет в том числе во многом благодаря высокому уровню клиентского сервиса: компания делать доставку за четыре часа.

За что «Петрович» получает деньги? За сэкономленное время клиентов и, как следствие, клиентский сервис. Мастеру не нужно тратить несколько дней на доставку и разгрузку — вопрос можно решить за несколько часов. Но если время доставки вырастет, то «Петрович» рискует потерять конкурентное преимущество и клиентов.

Запомнить

  • Термин «директор по логистике» скорее подходит для специалиста, отвечающего за склад и транспорт. Для более широкого круга логистических процессов нужен директор по цепям поставок.

  • Специалист, отвечающий за цепи поставок, должен выстраивать работу своего отдела с максимальной эффективностью и минимальными затратами. При этом ему следует управлять бюджетом с точки зрения не только минимальных затрат, но и постоянного увеличения уровня клиентского сервиса.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!