8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Четыре элемента модели CCAF для эффективного проектирования программы обучения

Четыре элемента модели CCAF для эффективного проектирования программы обучения

Если вы склонны к алгоритмизации процессов при создании учебных программ, то вам может подойти модель цифрового обучения от самого создателя онлайн-образования.
490

Еще в 1993 году, когда рынок только рассуждал о вероятности обучения с помощью интернета, доктор психологических наук Майкл Аллен понял: человечество ждет совершенно новый образовательный опыт. Традиционные педагогические системы не могут отвечать вызовам, которые диктуют современные технологии. Так ученый стал одним из первопроходцев ниши онлайн-образования и основал компанию Allen Interactions Inc. — разработчика программ для цифрового обучения.

Опираясь на свой опыт и психологическую экспертизу, Майкл Аллен предложил рынку педагогическую модель CCAF. Эта система помогает эффективно работать с информацией как в личном образовательном треке, так и в процессе педдизайна — профессионального проектирования онлайн-курсов.

Содержание:

Четыре компонента эффективности

Перспективы модели

Четыре компонента эффективности

CCAF — это аббревиатура, образованная из четырех слов:

  • Context (контекст).

  • Challenge (вызов).

  • Activity (действие).

  • Feedback (обратная связь).

За каждым из них скрывается один из компонентов успешной постановки и реализации учебной задачи, результат которой будет применим к практическому развитию компетенций. На современном этапе развития онлайн-образования эти же элементы помогают педдизайнерам спроектировать интерактивные онлайн-курсы.

Контекст

Для мотивации взрослым ученикам, имеющим за плечами личный и профессиональный опыт, крайне важно понимать цель обучения и практическую ценность полученных навыков. Поэтому в своей модели Майкл Аллен предлагает начать с полного погружения в контекст. А именно: создать или подчеркнуть ситуации, в которой новые знания просто необходимы. Педагогам и разработчикам курсов важно установить прямую связь между смоделированными событиями на уроке и рабочими или жизненными трудностями в реальности. Студент нуждается в полном понимании, зачем ему выделять на учебу такой ценный ресурс как время.

Корпоративное обучение персонала

Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:

  • Выявим проблемные моменты и проработаем программу курса. При необходимости создадим новые программы обучения.
  • В результате вы получите профессиональную и сплоченную команду, мотивированную на достижение поставленных целей.

В некоторых случаях такие значимые ситуации очевидны. Но этот же подход нужно реализовывать и в работе со сложными и объемными массивами теоретических знаний. Например, можно найти способ показать, как новые навыки могут влиять на процесс принятия решений.

Также на этом этапе обеим сторонам (создателям и потребителям курса) важно установить «правила игры»: каким образом и с помощью каких инструментов образовательный процесс приведет к цели.

Вызов

Сформировав питательную образовательную среду, можно переходить к точечным действиям — задачам. Или «вызовам», как их называет Майкл Аллен.

На этом этапе менторы или педдизайнеры подбирают особые задания. Обучающийся очень захочет их выполнить, однако не сможет этого сделать без нового материала. При составлении «задачника» важно соблюсти несколько критериев:

  1. Во-первых, проследить, чтобы «вызовы» были сложными, но решаемыми на том уровне, где сейчас находится ученик. Если он не будет получать позитивного результата, то мотивация инвестировать ресурсы в обучение быстро пропадет.

  2. Во-вторых, все задачи следует максимально приблизить к проблемам из реальной жизни, чтобы сразу было понятно, зачем тренироваться на этих моделях. В таком случае, например, для модели CCAF не релевантно тестирование. Ведь в реальности варианты ответов обычно не предлагаются.

  3. В-третьих, контент лучше раздробить и выдавать порционно, чтобы у студентов был стимул вовлекаться и искать новую информацию именно в тот момент, когда без нее не обойтись. Так она приобретает дополнительную ценность.

Цель этапа «Вызов» — стимулировать когнитивную деятельность обучающегося, показать новые пути решения и облегчить ежедневную рутину.

Действие

Два первых элемента CCAF помогают педдизайнерам заложить фундамент, сформулировать цели обучения и разработать эффективный подход к постановке задач. Третий сегмент модели фокусируется на деятельности обучающихся. Система предлагает им применять обновленные навыки для выполнения упражнений, лабораторных и практических работ. В рамках искусственно созданных учебных условий менторы могут дать возможность студентам проявить себя в принятии важных решений или в разработке сложных и ответственных проектов. Так создается точка профессионального роста. В максимально приближенной к реальности ситуации цена ошибки невысока, а успех запоминается как правильный алгоритм действий.

Согласно теории Майкла Аллена, такой подход помогает закрепить коммуникативные и творческие способности. А инструменты, полученные в ходе практической деятельности, лучше запоминаются.

Обратная связь

Ну вот и финал. Все задачи решены. Кто-то справился лучше, кто-то хуже. Вне зависимости от уровня работы, наставнику следует поделиться продуманной обратной связью с каждым из подопечных. Действия нуждаются в комментариях, ошибки — в детальном разборе, оригинальное и креативное решение — в поощрении.

Обратная связь должна полностью исключать любую критику и содержать конструктивные рекомендации по улучшениям. Ведь это один из важнейших развивающих интерактивов для взрослого учащегося. Если результат решения задачи влияет на нескольких участников процесса, то оценка должна отражать разные точки зрения.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Форма фидбека может быть любой (от развернутого отзыва до стикера со смайликом), если ученик хорошо понимает содержание такого отзыва и может по нему сделать выводы о своей успеваемости.

Перспективы модели

CCAF уже можно назвать классикой интерактивного обучения. Эта система способна повысить производительность и качество образовательного процесса. Она позволяет в имитирующих реальность, но безопасных условиях протестировать разные варианты выбора и увидеть последствия, к которым они приведут. Преимущества такой модели несомненны.

Однако, как и многие другие теории, она подходит не всем. Компании, педдизайнеры и сами ученики должны быть финансово и ментально готовы к внедрению CCAF, так как это длительный, трудозатратный и дорогостоящий процесс. Модель предполагает достаточно чуткую работу с индивидуальными настройками обучающихся, а значит, будет более эффективна в ограниченных предложениях, чем в массовых образовательных продуктах. Тем не менее за годы существования она хорошо показала себя и в школах, и в институтах, и в частных образовательных проектах.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!