Бизнес-образование как забег на длинную дистанцию

Бизнес-образование как забег на длинную дистанцию

Кто такой supporter, почему в обучении важно внимание к деталям и как навыки, полученные в экстремальном виде спорта, помогают преподавать? 10 советов от эксперта РШУ Алексея Мороховца.
2877

В ноябре я ассистировал Алене Шевчук, номинанту на премию «Спортсмен
года — 2019» среди трейлраннеров, в сложнейшем международном старте. Это приключение я провел в привычном формате supporter — ассистент, тот, кто оказывает поддержку. Ранее мне приходилось тренировать и ассистировать мэру Екатеринбурга Ройзману в трех первых марафонах, а также бойцам спецназа, которым я помогал поднять выносливость (экзаменовал на полумарафонской и марафонской дистанциях). 

У марафона много общего с образовательным процессом. Более того, я с острой очевидностью осознал, что, если вы называете себя преподавателем, философия supporter будет для вас единственно честной и профессиональной. Между ассистированием в экстремальном забеге и наставнической деятельностью можно провести параллели: уверен, вы сами все увидите и возьмете на вооружение десять лайфхаков. Но сначала — несколько слов о забеге.

О забеге

OMANBYUTMB.COM/170KM/ — это 170 км горного трейла с набором высоты 10 400 м. Непосвященным скажу, что это адски тяжело:

  1. Двое суток без сна (изначально лимит гонки был 50,5 часов, позже, в силу чрезвычайной сложности и массового схода участников с дистанции, организаторы подняли его до 57). 

  2. Половина забега проходит в кромешной темноте.

От атлета и ассистента требуется максимальная концентрация внимания — вокруг горы, обрывы, острые скалы, подвижные камни под ногами. Я ехал за своим атлетом на машине по крутым горным серпантинам. Потерять концентрацию и улететь с такой скалы ничего не стоит.

Итак, десять советов, основанных на опыте supporter, которые можно и нужно применять в преподавательской работе:

1. Изучайте предметную область

В ультратрейле, тем более горном, в это понятие входит:
  • Понимание самого бега (техника, темп, раскладка по дистанции). 
  • Физиология, питание, питье. 
  • Навигация и ориентирование. 
  • Вождение в экстремальных горных условиях. 
  • Медицина, массаж. 
  • Логистика.

Фото: Алексей Мороховец

2. Полюбите предметную область

Невозможно стать эффективным ассистентом без глубокого погружения и любви к своему делу. И обязательно нужно самому побывать в шкуре ультратрейлраннера. Мой друг Андрей Волков, президент Федерации альпинизма и первый ректор бизнес-школы Сколково, очень емко высказался по этому поводу: 

«Обычные люди себя не знают. Чтобы узнать, надо пережить психофизиологическое напряжение. Потому что жизнь случается лишь тогда, когда она невыносима. Ты занимаешься настоящим делом тогда, когда тебе страшно».

Любовь, страсть, пассионарность — не эмоциональные, а практические понятия. Это способность с горящими глазами и глубоким знанием предметной области искать решения в непростых ситуациях.

3. Подготовьте совмещенный план

Составьте сценарий гонки: 

  1. Какой участок и за какое время планируем преодолеть. 

  2. C каким темпом и пульсом, какие ощущения атлет будет испытывать — где поднапрячься, где расслабиться (например, на пологом спуске), где нужно потерпеть, испытать максимальные страдания, не перегреться и не замерзнуть (переодеваться приходится несколько раз за гонку: температура внизу днем +30, на высоте 3000 м ночью — около 0).

  3. Где и сколько выпить воды и заправиться, чтобы хватило до следующего КП (checkpoints, контрольные пункты, на которых атлет обязан отметиться, иначе его снимут с соревнований).

Гарантированно все пойдет не по плану, но отсутствие какого-либо плана — намного хуже. Сведите все аспекты в таблицу. Дайте спортсмену ее упрощенную версию, себе оставьте максимально развернутую, и постоянно актуализируйте ее, вносите в нее свежие оперативные данные, делайте пометки. 

Кстати, электронные таблицы в смартфоне — вполне работоспособный вариант, который для проектного управления и планирования тоже вполне подойдет. Только старайтесь не мельчить. Выделяйте критически необходимые данные крупно, цветом или капслоком, чтобы сразу бросались в глаза.

Если вы не инфобизнесмен, считаете себя приличным преподавателем, то должны готовить кейсы, которые доносите слушателям на занятиях, по возможности так же тщательно, как реальные «боевые» ситуации. Именно в мелких нюансах, «второстепенных» деталях — самая соль, повышающая доверие к материалу. Она делает примеры жизненными, а не книжно-теоретическими.

4. Позаботьтесь о техническом обеспечении

Накануне гонки скачайте GPX-трек забега от организаторов (залейте его на смартфон в «Мои карты» от Google) и офлайн-карту региона Google Maps. Эти инструменты дали мне полный контроль над маршрутами перемещения:

Иду по треку гонки, выбираю нужный КП, нахожу в Google Maps тот же участок местности (чисто визуально сравниваю, масштабирую, нахожу похожие утесы, ущелья, дороги и другие объекты на двух картах), ставлю точку на Google Maps, прокладываю маршрут. К сожалению, не нашел единого софта, в котором бы можно было совместить беговой трек и навигацию. Бросил клич, коллеги порекомендовали софт Osmand, который, с их слов, решает вопрос совмещения. Пока не пробовал, не могу прокомментировать, но обязательно изучу.

Особо сложные и ответственные участки распечатайте на бумаге или залейте в смартфон. Кстати, Google Maps довольно подробны: четко прокладывали мне маршрут ко всем КП по грунтовым серпантинам, козьим тропам, ишачьим хайвэям, а не только по крупным дорогам.

В бизнес-культуре проблемы часто решаются в «пожарном» порядке: когда они уже наступили, а ты к ним не готов. Преподаватель просто обязан своим примером демонстрировать подход Amat Victoria Curam (лат. победа любит подготовку).

5. Заранее изучите место и все нюансы

В Маскат мы прилетели заранее. Я взял машину напрокат, сразу из аэропорта поехал в Низву и оттуда — в горы, по маршруту. Места заезда, контрольные пункты, базы жизни (Life Base — место, где ассистентам разрешено оказывать атлету полное содействие, включая кормление, массаж, переодевание, переупаковку снаряжения), магазины (например, купить лед), заправки, характер дорожного покрытия, режимность (куда-то вас могут не пустить полиция, организаторы, кое-где даже военные были).

Прикиньте логистику: где и когда успеть заправиться, запастись водой, льдом, едой, занять место отдыха для своего атлета на базе жизни, вовремя освежить батарейки в налобном фонаре, найти душ, место приготовления горячей пищи и многое другое.

В РШУ я читаю в том числе курс «Практические приемы в управлении инвестиционными строительными проектами». Описанная оманская «рекогносцировка на местности» — это примерно то, с чего рекомендую начинать вхождение в новый строительный объект.

6. Будьте в курсе

На всякий случай купите местные SIM-карты с парой гигабайт интернета (себе и атлету). Они не везде ловят сигнал, но там, где ловят, обновляйте информацию о гонке.

Заранее откройте в браузере нужные странички — онлайн-раскладку участников (кто на каком месте, какой КП с каким результатом посетил). Скачайте софт Live Info, информируйте своего атлета о его позиции в гонке: кто впереди, позади, о расчетном времени прибытия в следующий КП, о динамике увеличения или сокращения разрывов между преследователями, о сходе конкурентов, о перспективах не уложиться в cut-off time.

Общайтесь. Собирайте информацию из всех источников: от организаторов, маршалов на КП, других участников. В крайних случаях (бывало и такое) требуйте от маршалов связаться с другими КП по рации и сообщить вам информацию о своем бегуне.

Бизнес-образование радикально отличается от одностороннего академического преподавания, когда профессор говорит, а студенты внимают. Обучение носит двусторонний характер: хороший преподаватель также учится у своих слушателей. Постоянный чуткий интерактив с аудиторией позволяет преподавателю оставаться в тренде, не терять «нить реальной жизни».

7. Будьте всегда наготове

Я встречал своего атлета с огромной сумкой и переносным холодильником (лед, вода, молоко). Не всегда можно предусмотреть, что может понадобиться. Например, охлаждающие гели и спреи Алене так и не пригодились. Зато они понадобились по пути к очередной базе жизни — я увидел терпящего бедствие оманского бегуна на дистанции 50 км, спас его, охладив и помассировав спазмирующие (и совершенно окаменевшие от непривычных нагрузок) икры незадачливого спортсмена.


Фото: Алексей Мороховец

Ваш атлет может попросить кофе (имейте под рукой термос с кипятком), перетейпировать ноги (методика нанесения специальной клейкой ленты на ушибленные и травмированные участки опорно-двигательного аппарата), помассировать плечи.
Amat Victoria Curam. Ну и, конечно: повторение — мать учения.

8. Слушайте подопечного

Опытный спортсмен сам знает, что ему надо. Улавливайте сигналы, действуйте быстро и тонко, на счету каждая секунда и калория вашего подопечного: 

  1. Массируйте пожестче/помягче (все тело болит, но мышцы, особенно после крутых участков, могут быть сильно забиты и нежное поглаживание не поможет). 

  2. Быстро приносите все, что попросит и будьте заранее готовым к запросам. Если день и вы не на большой высоте — имейте много льда, воды, полотенец, ночью — плед, кипяток в термосе, кофе.

Будьте готовы проявить жесткость: у спортсмена, который прибежал на базу жизни после трудного участка, много эмоций. На моих глазах ломались (матерились, ругали организаторов, заканчивали гонку) очень опытные сильные спортсмены. Необходимо уметь отличать эмоции от сигналов по существу. Если эмоции — не спорить с подопечным, проявить сочувствие (но не жалость!), смягчить, подыграть: например, «ок, если хочешь сойти, давай сейчас все сделаем максимально комфортно для тебя, а решение о сходе или продолжении гонки примешь на следующем КП».

Важно не прийти на лекцию и отбарабанить заранее заготовленный материал, а адаптироваться под аудиторию, понять ее потребности, дать ценность участникам обучения. Для этого нужно слушать и слышать.

9. Адаптируйтесь

В какой-то момент план не сработает. Надо быть готовым, иметь запас прочности. Что у нас пошло не так:
  • Чуть ли не в начале гонки сломалась палка (подробнее см. следующий параграф)
  • Отказала мобильная связь: вопрос не только в зоне покрытия. Конкуренция OmanTel (у нас с Аленой были sim-карты этого оператора) со своими коллегами привела к тому, что покрытие формально было, но OmanTel там не работало — ни sms, ни звонки, ни интернет.
  • Дорога к нескольким КП оказалась непригодна для перемещения на Hyundai Tucson. Были подъемы, в которые удалось взобраться лишь с пятого раза. Приспустил колеса, отключил режим «скользкая дорога», брал подъемы с разгону, и то — с пятого раза! А подъем может быть с поворотом 90 градусов, шириной в одну полосу, и граничить с километровым обрывом.
  • Сложность трассы существенно превысила все самые тревожные ожидания. Организаторы, видя массовую динамику схода участников с гонки, увеличили cut-off time на 6,5 часов. Если бы cut-off остался прежним, количество финишировавших едва превысило бы 11% (12 человек из 102 стартовавших).

Иметь запас топлива, питания, воды, батареек, выносливости, всего!

Алена планировала бежать 36-39 часов, на самом деле бежала 47,5 часов, и то — сошла за 20 км до финиша из-за травмы.

10. В любой ситуации оставайтесь русскими

В одном из комментариев в Facebook опытный трейлраннер написал: «Слышал, что в современном английском слово russian стали использовать как глагол to russian в значении "быстро починить что угодно, используя подручные материалы"».

Практически в начале гонки, на шестом КП — Aqbat Biyut (52 км от старта) — у Алены ломается трекинговая палка. Пришлось чинить ее, используя подручные материалы, без посторонней помощи (помощь третьих лиц запрещена правилами и грозит серьезными штрафами или дисквалификацией). Поверьте, эта «русскость» — весьма нужная вещь, далеко не только в экстремальных приключениях, но и в любом аспекте жизни, в том числе в работе, проектном управлении!


Фото: Алексей Мороховец


Главное, что я извлек для себя: хороший преподаватель как ассистент в адски тяжелой гонке, который позаботится о каждом аспекте. Он все предвидит, заранее подготовится, изучит все аспекты глубже и шире, чем подопечный. Он всегда готов быстро и четко ассистировать.

Образование — не рельсы, по которым слушатель, подобно сияющему курьерскому поезду, въедет в светлое будущее. Образование больше напоминает бульдозер, оно помогает преодолевать болота и канавы, возникающие на пути.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!