В Русской Школе Управления прошла ежегодная двухдневная конференция по повышению квалификации преподавателей «Инструменты и тренды — 2020». Константин Тютюнов, руководитель департамента развития управленческих программ РШУ, обозначил 7 тенденций делового и корпоративного обучения этого года.
Learning Experience Platform (LXP)
Часто на рынке появляется новый инструмент, которым потом компании не пользуются — это судьба многих технологий. Только некоторые нововведения «созревают» и живут дальше. Кривая роста хайпа 2019 года от Gartner наглядно демонстрирует такой процесс:
-
Появление нового. Технологию много обсуждают и тестируют, она проходит пик завышенных ожиданий.
-
Сильный провал.
-
Некоторые инструменты преодолевают это плато, их начинают применять хотя бы 30% участников рынка.
Кривая развития технологических инноваций
Из современных тенденций обучения, представленных на слайде, особый интерес вызывает Learning Experience — рост популярности технологий для отслеживания опыта ученика: чему и как учился, чем интересовался, что понравилось, а что — нет. Эти данные становятся основой нового технологического тренда в образовании — Learning Experience Platform (платформ обучающего опыта, LXP).
На примере некоторых проектов мы видим, что LXP может быть электронным «паспортом ученика» с подробными данными о его обучении и планами. LXP используют механику соцсетей: дают возможность работодателям видеть, отслеживать и оценивать учебный путь сотрудника, используя элементы геймификации и рейтинги.
Оказывается, что LXP успешно работает внутри корпораций: хорошо встраивается в рабочее место и агрегирует учебный опыт, являясь своеобразной надстройкой для Employee Experience и Talent Experience Platforms. Известный эксперт в области управления персоналом Джош Берсин считает, что такие платформы вытеснят классические платформы по управлению талантами в компаниях.
Составляющие LXP
Преимущество новой технологии в том, что эти платформы создаются в первую очередь для сотрудников и лишь во вторую — для эйчаров и менеджмента компаний. Она позволяет проводить обучение в процессе, встраивается даже в офисные программы и корпоративные мессенджеры.Self service и DIY-learning
Согласно данным отчета The Global Learner Survey компании Pearson, половина (!) людей считает, что современная система обучения не помогает осваивать новые технологии и развивать нужные навыки. Оно не нужно для карьеры и не обеспечивает потребности молодого поколения.
Люди не верят в обучение и важной тенденцией становится самообразование: от 30% до 50% опрошенных из числа желающих учиться, заявили, что будут делать это самостоятельно. Заметен тренд на DIY-learning — подход к обучению «собери себя сам».
Россияне не готовы тратиться на обучение
Лишь 5% россиян покупали образовательные продукты в 2019 году. Такие данные приводит CreditSuisse в исследовании Emerging Consumer Survey 2019. Для сравнения: в Индии и Китае этот показатель составляет 10%.
На образование наши соотечественники готовы тратить от 1 до 4% от своего дохода (в зависимости от возраста), что в три-пять раз меньше их бюджета на развлечения и отдых.
EdTech не сдает позиции
Из 20 крупнейших российских интернет-компаний две связаны с образованием (Skyeng и Talenttech), а выручка технологических образовательных проектов (EdTech) достигла 30 млрд руб. в год.
По оценкам экспертов, рынок онлайн-образования в России к 2021 году вырастет до 53+ млрд руб. Причем 56% составит корпоративный сегмент.
Геймификация — важное условие для создания обучающего софта
Продолжается многолетний тренд на геймификацию процессов. Согласно исследованию TalentLMS, 33% опрошенных считает, что обучающий софт нуждается в игровых элементах. При этом участникам опроса хотелось бы геймифицировать:- 30% корпоративный комплаенс.
- 18% обучение по продуктам и сервисам.
- 16% развитие технических навыков.
Лекции против практики, ощущения против теста
Исследователи Гарварда выяснили, что учебные программы, в которые входят практические занятия, усваиваются на 10-15% лучше.
Сравнение популярности лекций и практических занятий
Однако обычные лекции людям нравятся больше, и в этом заключается некоторый парадокс. Образовательным организациям нужно помнить, что активности — это хорошо, но они несут и определенную угрозу.Онлайн и офлайн: формат не влияет на результаты
Формат обучения не влияет на результаты студентов. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики. Отношение к разным форматам у участников обучения неодинаковое: в онлайне ниже удовлетворенность, а смешанный и офлайн-формат у опрошенных пользуется большей популярностью.
Отношение студентов к форматам занятий
Материал подготовлен на основе ежегодной двухдневной конференции РШУ по повышению квалификации преподавателей «Инструменты и тренды — 2020».