При таком сценарии прибавка в целом к инфляции может достигнуть 1-2 процентных пунктов. Попытки Москвы наказать страны, вступившие с Россией в геополитическое противостояние, могут ударить не только по иностранным производителям, но и по отечественным потребителям, считают некоторые эксперты. Не все так однозначно, уверяют другие.
Комментирует Андрей Ильдеменов, эксперт Русской Школы Управления по финансам:
«Все эти события - декларация политической стратегии России. Именно политической. Экономика закончилась. Принципиально, в краткосрочной перспективе, Россия высоких экономических рисков не несёт. Доля украинских продуктов на российском рынке составляла 5,5 - 6 %. Эту нишу с удовольствием займут финские и китайские продукты. Та же самая ситуация с Молдовой, Польшей, США.
Следует сразу обозначить, что никакого государственного вмешательства в ценообразование продуктов питания не предполагается. Основная мера по недопущению роста цен на продукты питания – диверсификация поставщиков с перспективной целью расширения Таможенного союза. Санкционный механизм в понимании западных политиков несколько отличается от понимания российских политиков. В понимании политического истэблишмента западной Европы санкции – это «отдельно», а взаимная торговля – это «отдельно». Поэтому, долгое отсутствие реакции России на усиливающиеся санкции раскручивало маховик дополнительных санкций с целью «наказать Россию». А в это время шла серьёзная масштабная работа по перекраиванию алгоритма внешней торговли России и привлечению альтернативных поставщиков продуктов питания на российский рынок. Важно понимать, что российский рынок экспорта продуктов питания – первый по объёму в Европе. Наши политические власти прекрасно это понимают. Поэтому сейчас будет сильнейший встречный удар на «политические санкции» западных стран российским «экономическим» ответом. В указе президента России заложен предварительный период - 1 год. За это время полностью переизберётся Еврокомиссия, а новые политики в Европе придут с багажом проблем от своих лоббистов – промышленников и сельхозпроизводителей, суть которых будет сводиться к тому, что «Россия – рынок, который из-за таких, как Вы, мы потеряли». Поэтому представители следующей Еврокомиссии будут менее амбициозны и более прагматичны по защите интересов своих товаропроизводителей».